«ППС» конкурсные испытания выдержал, других равноценных конкурентов не имеет. По техническим и боевым качествам значительно превосходит образец «ППШ-41». Необходимо «ППС» срочно поставить на серийное производство для отработки технологического процесса» – из отчета о проведении полигонных испытаний новых образцов вооружения для Красной армии летом 1942 года. Такую характеристику получил новый пистолет-пулемет, который был разработан одним из талантливых советских оружейников-конструкторов Алексеем Ивановичем Судаевым. Прошедший испытания образец с некоторыми доработками и технологическими улучшениями получил индекс «ППС-43» и уже 20 мая, ровно 80 лет назад, в 1943 году, был принят на вооружение Красной армии.
Создание «ППС»
Великая Отечественная война стала катализатором развития практически всей номенклатуры стрелкового оружия Красной армии, не стали исключением и пистолеты-пулеметы. Перед началом войны на вооружении стояли два таких образца: «ППД-40» Василия Дегтярева и «ППШ-41» Георгия Шпагина. Эти образцы оружия были неплохими и хорошо показывали себя на фронтах, однако имели ряд недостатков, которые должен был ликвидировать новый пистолет-пулемет, конкурс на создание которого был объявлен зимой 1942 года.
Алексей Судаев, будучи военинженером 3-го ранга Научно-исследовательского полигона стрелкового вооружения Наркомата вооружения СССР, занимался разработкой упрощенной конструкции зенитных установок, с началом войны производство которых он налаживал на оставшихся предприятиях в столице из имеющихся материалов в условиях военного времени. Судаев решил принять участие в конкурсе на новое оружие, проходившим с февраля по июль 1942 года. Конкуренты у него были серьезные – и Василий Дегтярев с «ПДМ-42», и Георгий Шпагин с «ППШ-42», и образец Николая Рукавишникова. Однако по итогам прошедших испытаний практически без нареканий в финал вышел именно образец Алексея Судаева.
Пистолет-пулемет прошел опытно-войсковые испытания, где были получены рекламации солдат и офицеров с фронта, упрощена технология производства оружия, и уже в конце весны 1943 года он был принят на вооружение.
«ППС-43» внутри
Пистолет-пулемет Алексея Судаева изготавливался из металла преимущественно технологией штамповки и с использованием сварки и склепывания некоторых узлов конструкции. Пожалуй, самым трудозатратным по времени и по материалам в оружии была затворная группа. Автоматика «ППС-43» была такой же по принципу, как и у пистолета-пулемета Шпагина и работала за счет энергии отдачи свободного затвора. Практически схожей была и перфорированная ствольная коробка с отверстиями для охлаждения, выполненная единой деталью со стволом. «ППС-43» имел пистолетную рукоять с деревянными или бакелитовыми накладками, что помогало в контроле отдаче и более точное стрельбе, но, в отличие от «ППШ», в «ППС» не было переводчика огня, там был только автоматический огонь.
«ППС-43» в бою
Пистолет-пулемет Алексея Судаева получил широкое применение на фронтах в десантных и танковых войсках, стал любимым оружием разведчиков, лыжников, а также партизан. Небольшие размеры оружия делали его очень удобным и маневренным при ведении боя в траншеях, в густом лесу, в зданиях. «ППС-43» был значительно легче пистолетов-пулеметов Дегтярева и Шпагина. Алексей Судаев очень сильно постарался над тем, чтобы без ущерба характеристикам оружия его производство было экономичным в условиях военного времени. «ППС-43» отличался высоким уровнем технологичности в изготовлении, где повсеместно применялись штамповка и сварка.
Оружие было невероятно экономичным в производстве. К примеру, стоящий на вооружении и ставший неким символом Победы «ППШ-41» расходовал 14 кг металла и 7,3 рабочих часа для изготовления одной единицы, при этом затраты ресурсов на «ППС-43» была сокращена почти в два раза. Для одного «ППС-43» требовалось 6,2 кг металла и почти 3 рабочих часа. Вес «ППШ» составлял порядка 5,5 кг снаряженным, а «ППС» – чуть более 3 кг, что делало его легче даже его немецкого аналога МР-38/40, который нередко использовали наши солдаты и офицеры, так как он был удобнее и практичнее «ППШ», особенно в составе экипажей бронеавтомобилей и танков, и особенно у партизан.
Полностью заменить «ППШ» в войсках пистолет-пулемет Судаева не смог, но это от него и не требовалось, так как он подходил определенного рода родам войск и вместе с «ППШ-41» они дополняли на фронте друг друга. В период Великой Отечественной советской промышленностью было изготовлено свыше 500 тысяч единиц этого оружия.
«Трофейные «ППС»
Ввиду удачной конструкции советского стрелкового оружия немецкие солдаты и офицеры, а также представители армий – союзниц Германии нередко использовали его. Не был исключением и «ППС-43». В Финляндии были развернуты целые производственные линии, чтобы наладить их выпуск. Финский ВПК детище Судаева перестволил под 9-мм патрон, а гнездо приемки магазина перепроектировал под магазины финского пистолета-пулемета «Суоми», в таком виде он стал именоваться пистолет-пулемет Suomi M/44. Немцы же производство не налаживали, но активно использовали его в армии и других подразделениях под обозначением МР-719 (r).
«ППС-43 после войны»
После окончания Великой Отечественной войны пистолеты-пулеметы «ППС-43», равно как и «ППШ-41», использовались до конца 50-х годов прошлого столетия, постепенно на смену им в войска все больше и больше приходил автомат «АК» и его модификации.
Артефакты Музея Победы
В фондах Музея Победы и на основных военно-исторических экспозициях «Подвиг Армии» и «Подвиг Народа» хранятся и экспонируются 8 пистолетов-пулеметов «ППС-43» конструкции Алексея Судаева разных лет. Кроме этого, в фотозоне музея «Военный фотоальбом», расположенной на 0-м этаже, любой посетитель может сделать на память фотографию «военной поры» в униформе и с оружием, в том числе с «ППС-43».
#ам_ак