В октябре 1946 года Международным военным трибуналом в Нюрнберге к смертной казни были приговорены главные нацистские преступники, входившие в руководство гитлеровской Германии.
За четыре года до этого, 2 ноября 1942-го, в Советском Союзе была образована Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР. Комиссия собирала документальные данные и подготавливала материалы о злодеяниях гитлеровских преступников. Активную помощь комиссии в сборе доказательной базы оказывали органы государственной безопасности.
19 апреля 1943 года, в день создания органов контрразведки Смерш, вышел указ Президиума Верховного Совета СССР «О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников родины из числа советских граждан и для их пособников».
Сталинская область (с 1961 г. — Донецкая область) находилась под немецко-фашистской оккупацией с октября 1941 года по сентябрь 1943 года. За это время нацисты уничтожили не менее 174 тыс. мирных граждан и 149 тыс. военнопленных, угнали на каторжный труд в Германию более 252 тыс. советских граждан.
В октябре 1947 года в городе Сталино состоялся судебный процесс над нацистскими преступниками К. Репке, Г. Вильгельмом, Г. Лукасом, Г. Цандером, Р. Яговым, В. Леснером, О. Цехендорфом, В. Роттером, Г. Рехом, В. Регитчнигом, Л. Крачем и В. Гааргаусом.
На основании указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 года и в связи с отменой 26 мая 1947 года в СССР смертной казни десять обвиняемых были приговорены к высшей мере наказания — к 25 годам заключения в исправительно-трудовых лагерях, Л. Крач и В. Гааргаус — к 20 и 15 годам соответственно.
В рамках проекта «Без срока давности» были рассекречены материалы уголовного дела, касающиеся истребления мирного населения Сталинской (Донецкой) области, содержания советских граждан в концлагерях, угона населения в Германию нацистами и их пособниками в городах Артемовск, Краматорск, Славянск, Горловка и Сталино.
Так, бывший повар 466-го пехотного полка 257-й пехотной дивизии Г. Франке в ходе допросов сообщал, что в период нахождения его подразделения в г. Славянске специальная группа по борьбе с партизанами под командованием лейтенанта Р. Ягова занималась допросами советских граждан, задержанных в городе и его окрестностях.
«Помощники Ягова Шнайдер и Геринг хвастались, что они лично и Ягов допросили, избили, а потом расстреляли около 140 человек, трупы которых свалили в ямы около соляного завода и завалили снегом и шлаком», — рассказывал Г. Франке.
Житель п. Калиновка И. Завдовеев свидетельствовал, как ежедневно к шахте «4-4 бис» в пригороде г. Сталино подъезжали грузовые автомашины, крытые брезентом, которые привозили советских граждан. Сопровождающие их немцы по очереди выводили жертв, расстреливали и после сбрасывали трупы в ствол шахты.
В рамках работы Чрезвычайной государственной комиссии в 1944 году бригадой горных спасателей были подняты 112 трупов с верхней части шахты, подъем остальных признан нецелесообразным по причине затопления ствола водой.
В результате проведения судебно-медицинской экспертизы установлено, что из 112 извлеченных останков тел 23 — женские, 7 — детские. Всего по оценкам комиссии в данном месте погребено более 75 тысяч советских граждан.
В историко-хронологической справке по оккупации нацистами г. Артемовска отмечается, что в первые недели после захвата города бургомистр Ф. Главни издал приказ о его переименовании в Бахмут. Немцы создали в городе пять лагерей, в которых единовременно содержалось до трех тысяч человек.
Немецкие захватчики принуждали молодых женщин от 16 до 25 лет «работать» в четырех созданных в городе оккупационной властью домах терпимости.
9 января 1942 года нацисты собрали под предлогом эвакуации еврейского населения 3 тыс. мирных граждан, которых впоследствии удушили угарными газами, а детей отравили ядом.
По приказу коменданта города у горожан изымались зимние вещи и остатки продовольствия, а выход за пределы города без особого разрешения запрещался. Наказанием за нарушение приказа был расстрел.
Свидетель А. Манукалов сообщал, что являлся очевидцем казни в овраге между алебастровыми заводами беременной женщины с тремя малолетними детьми. 15-летнего мальчика А. Нарыжного немцы избили резиновыми палками, натравили на него собаку и заставили копать для себя могилу за помощь одному из военнопленных, которому юноша передал свеклу.
Перед наступлением Красной армии нацисты и их пособники из «украинской жандармерии» взорвали и сожгли уцелевшие здания, а мирному населению было приказано отходить на Запад под страхом расстрела. Оставшихся жителей расстреливали на месте. Вместе со зданием 1-й городской больницы были сожжены и больные.
По материалам Федеральной службы безопасности РФ