22 марта 1943 года в белорусскую деревню Хатынь (Минская область) вошел 118-й батальон охранной полиции, который в основном состоял из полицаев-предателей. Всех жителей деревни — стариков, женщин и детей — выгнали из домов и загнали в колхозный сарай. После каратели заперли двери, обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли.
В тот день в Хатыни сгорели 149 человек, из них 75 детей. Ни один взрослый не смог остаться незамеченным. Только троим детям — Володе Яскевичу, его сестре Соне Яскевич и Саше Желобковичу — удалось скрыться.
Трагедии предшествовали следующие обстоятельства. 21 марта 1943 года в Хатыни заночевал партизанский отряд Василия Воронянского. Утром 22 марта группа партизан повредила линию связи фашистов. На ликвидацию поврежденной линии связи отправилось подразделение 118-го полицейского охранного батальона. Полицаи угодили в засаду, устроенную партизанским отрядом. Преследуя нападавших бойцов, каратели тщательно прочесали окружавший их лесной массив и вышли к Хатыни. Они поняли, что именно эта деревня давала партизанам временное укрытие и продовольствие. Каратели вечером того же дня окружили деревню.
Руководил карательной операцией бывший старший лейтенант Красной армии Григорий Васюра. Отряд в основном состоял из полицаев — украинских националистов.
«Во время Великой Отечественной отношение немцев к украинцам было достаточно лояльным. Во многом из них формировались охранные полицейские подразделения», — рассказал историк, член ученого совета Музея Победы Артем Драбкин.
«Украинские националисты активно сотрудничали с немцами. Но после войны в СССР, дабы не разжигать национальную рознь и сохранить единую сущность — советский народ, все преступления, совершенные украинскими националистами, фактически записывались в немецкие преступления. И это было правильно. Во-первых, это немцы формировали полицию. Во главе охранных батальонов стояли немцы, и именно они отдавали приказы на проведение карательных операций», — подчеркнул он.
После войны Григорий Васюра скрыл факт своей службы в полиции и СС и даже стал директором по хозяйственной части совхоза «Великодымерский» (Украина). В 1984 году он был награжден медалью «Ветеран труда», стал почетным курсантом Киевского военного училища связи имени Калинина. Но в ноябре 1986 года Васюру арестовали. Было возбуждено уголовное дело по вновь открывшимся обстоятельствам. В ходе расследования были собраны показания порядка 30 свидетелей. 26 декабря 1986 года трибунал Белорусского военного округа приговорил Григория Никитовича Васюру, как пособника немецко-фашистских захватчиков, к смертной казни.
Из находившихся в сарае детей 7-летний Виктор Желобкович и 12-летний Антон Барановский остались в живых. Витя спрятался под телом своей матери, которая прикрыла сына собой. Антон Барановский был ранен в ногу пулей, и эсэсовцы приняли его за мертвого. Обгоревших, израненных детей подобрали и выходили жители соседних деревень. После войны дети воспитывались в детском доме.
Из взрослых жителей деревни выжил лишь 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский. Обгоревший и раненый, он пришел в сознание ночью, когда карательные отряды покинули деревню. Среди трупов односельчан Каминский нашел своего сына Адама. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца. Этот трагический момент из жизни положен в основу создания скульптуры мемориального комплекса «Хатынь» — «Непокоренный человек».
В 1968 году на месте уничтоженной деревни был создан мемориал, который стал памятником не только сожженной Хатыни.
«Число сожженных деревень в Советском Союзе было огромном, было сожжено 9200 деревень. Но именно Хатынь стала символом. Символом сопротивления. Ведь никакое партизанское движение без поддержки местного населения невозможно. В Хатыни останавливался партизанский отряд, который нанес немцам существенные потери. И вот эта жестокая месть, совершенная над женщинами, детьми и стариками, была настолько беспощадной, что именно она и стала символом», — отметил член ученого совета Музея Победы.
На месте сожженного вместе с людьми сарая установлена символическая рухнувшая крыша, а от нее ведет дорога к бронзовой шестиметровой скульптуре «Непокоренный человек». В мемориальном комплексе «Хатынь» увековечена память о 186 сожженных и невозрожденных деревнях Белоруссии.
#мп