Ежегодно 19 марта, начиная с 1996 года, в России отмечается День моряка-подводника. Это профессиональный праздник военнослужащих и ветеранов подводных сил ВМФ России.
Дата праздника выбрана неслучайно. 19 марта (6 марта по старому стилю) 1906 года указом императора Николая II подводные лодки официально вошли в перечень классов кораблей российского флота. Россия стала одним из первых государств, которые обзавелись подводным флотом.
Первое соединение России - бригада подводных лодок - было сформировано в 1911 году в составе Балтийского флота и базировалось в Либаве. Бригада включала в себя 11 подводных лодок, плавучие базы «Европа» и «Хабаровск».
В Первую мировую войну в 1914-1918 годах подводные лодки широко применялись на морских коммуникациях противника, причём отличились черноморские подводники. Среди них лидером являлся капитан 2-го ранга Михаил Китицын, на счету которого было 42 потопленных, повреждённых и захваченных германо-турецких транспортных судов.
В период с 1930 по 1939 год для флота СССР было построено более 20 больших, 80 средних, 60 малых подводных лодок и 20 подводных минных заградителей. К началу Великой Отечественной войны в составе четырех флотов имелось 212 подводных лодок.
«В Великой Отечественной принимали участие подлодки трех флотов: Северного, Балтийского и Черноморского. Среди их основных задач была разведка, оборона своих коммуникаций, а также доставка различных грузов. Но самой главной задачей советских подлодок было нарушение морских коммуникаций противника. Для того, чтобы он не мог подвозить к линии фронта личный состав, вооружение, обмундирование и прочее», - рассказал сотрудник Музея Победы, кандидат исторических наук Валерий Куличков.
«Наши подводные лодки не только атаковывали вражеские корабли и суда артиллерийским огнём и торпедами, но и ставили мины. Одно точно поставленное минное заграждение, и немцы не получали необходимую боевую технику и боеприпасы, полезные ископаемые и многое другое», - уточнил он.
«Подводные лодки на разных морях создавали для немцев напряженность на протяжении всей войны. Но наиболее эффективным у нас стал Краснознамённый Балтийский флот. В 1942 году подводные лодки Балтийского флота поставили рекорд – свыше 40 немецких судов были ими повреждены и потоплены», - подчеркнул Валерий Куличков.
По словам историка Музея Победы, немецкий подводный флот был довольно качественным. Немцы уделяли большое значение строительству подводных лодкам, так как понимали, что им предстоит борьба с Англией и ее союзниками на морских и океанских коммуникациях. Судьба Советского Союза решалась на сухопутных фронтах.
В годы войны за боевые заслуги около тысячи советских моряков-подводников были представлены к правительственным наградам, двадцать моряков-подводников стали Героями Советского Союза.
«Особенно отличился командир подводной лодки С-13 капитан 3-го ранга Александр Иванович Маринеско, который стал лучшим советским подводником Великой Отечественной войны. 30 января 1945 года он потопил плавказарму военно-морского флота Германии «Вильгельм Густлофф» с 10500 чел. на борту, а 10 февраля транспорт «Штойбен» с 4200 чел.», - рассказал Валерий Куличков.
В 1941-1945 годах Александр Маринеско совершил четыре боевых похода продолжительностью 110 суток и стал лидером по суммарному тоннажу уничтоженных судов противника среди советских подводников.
Переломным этапом в истории советского подводного флота стало внедрение на субмарины в 1950-е годы ядерных энергетических установок. Благодаря этому они получили практически неограниченную автономность плавания.
В настоящее время для ВМФ России созданы группировки подводных атомных крейсеров с баллистическими и крылатыми ракетами, которая способны с высокой эффективностью решать задачи поражения наземных целей и боевых кораблей, в том числе авианосных соединений. На вооружении подводного флота России состоят вооружения, не имеющие аналогов в мире, в том числе уникальные скоростные глубоководные подводные аппараты «Посейдон», оснащенный ядерной энергоустановкой.
#мп