5 марта ровно 80 лет назад на XXVI сессии Малого хурала Монгольской Народной Республики премьер-министр Монголии маршал Хорлогийн Чойбалсан с целью оказания помощи советскому народу и Красной армии предложил начать сбор средств для постройки именной авиационной эскадрильи «Монгольский арат».
Сессия Малого хурала единодушно приняла положительное решение о строительстве авиационной эскадрильи и передаче ее в подарок Военно-воздушным силам СССР на советско-германский фронт.
Рука помощи братской Монголии
С началом Великой Отечественной войны Монголия была первым государством, которое на официальном уровне заявило о прямой поддержке СССР в борьбе против вероломного врага – нацистской Германии.
В октябре 1941 года из Монголии был отправлен сформированный гражданами страны первый эшелон с материальной помощью бойцам Красной армии. Он вез 15 тысяч комплектов зимнего обмундирования. Кроме того, Госбанк СССР получил 587 тысяч тугриков на военные нужды. Всего за четыре года войны из Монголии в Советский Союз было отправлено 9 железнодорожных эшелонов, насчитывающих до сотни вагонов, а последний состав, пришедший в феврале 1945 года, состоял из 127 вагонов.
К примеру, эшелон, который прибыл в Советский Союз в ноябре 1942 года, привез из Монголии: полушубки — 30 115 шт.; валенки — 30 500 пар; меховые варежки — 31 257 пар; меховые жилеты — 31 090 шт.; солдатские ремни — 33 300 шт.; шерстяные фуфайки — 2290 шт.; меховые одеяла — 2011 шт.; ягодное варенье — 12 954 кг; туши джейранов — 26 758 шт.; мясо — 316 000 кг; индивидуальные посылки — 22 176 шт.; колбаса — 84 800 кг; масло — 92 000 кг.
Поставки в СССР осуществлялись по самой древней транспортной артерии Средней Азии – Великому шелковому пути, где груженные необходимыми вещами караваны с тысячами верблюдов перевозили ценные военные грузы в СССР.
Танки «Революционная Монголия»
Благодаря добровольным пожертвованиям граждан Монголии для помощи СССР было собранно 2,5 млн тугриков и 300 кг золотых изделий.
На эти средства были построены 32 танка Т-34 и 21 танк Т-70, которые вошли в состав именной танковой колонны «Революционная Монголия». Для передачи танков в действующую армию в январе 1943 года в подмосковный Наро-Фоминск прибыли представители командования Монгольской народно-революционной армии, которую возглавлял маршал Чойбалсан.
«Монгольский арат»
Весной 1943 года народ Монголии с энтузиазмом откликнулся на предложения о постройке авиаэскадрильи. Люди добровольно работали по 14–16 часов в сутки, отдавая до трети своей заработной платы в фонд для постройки самолетов для СССР. К 22 июля 1943 года удалось собрать необходимую сумму в 2 млн тугриков, и эскадрилья была построена.
Передача 12 самолетов Ла-5ФН эскадрильи советскому командованию состоялась на полевом аэродроме в Смоленской области 25 сентября 1943 года. Эскадрилья «Монгольский арат» вошла в состав 2-го гвардейского полка 322-й истребительной авиационной дивизии. Эскадрилья на именных самолетах показала себя достойно и воевала до конца Великой Отечественной войны. Эскадрилья существовала и в послевоенное время и входила в состав 266-го Краснознаменного авиационного полка истребителей-бомбардировщиков имени Монгольской Народной Республики. В настоящий момент в Забайкалье расквартирован 120-й отдельный смешанный авиационный полк, в составе которого находится 2-я штурмовая эскадрилья «Монгольский арат».
Артефакты Музея Победы
В фондах Музея Победы хранятся и периодически демонстрируются уникальные и подлинные экспонаты, принадлежавшие воинам монгольской армии. В их числе фотографии, документы, награды, униформа и знаки различия родов войск Монгольской народно-революционной армии, оружие, – свидетельствующие о том, как наши предки плечом к плечу сражались вместе против общего врага – Японской империи в боях на Дальнем Востоке.
На открытой экспозиции вооружения, военной техники и инженерных сооружений Музея Победы представлены свыше 420 единиц различной техники, в том числе богатая коллекция авиационной техники стран-участниц Великой Отечественной и Второй мировой войн. Среди советских самолетов посетители уличной экспозиции музея могут увидеть истребитель Ла-5. Самолеты следующей модификации этого истребителя стали основой для эскадрильи «Монгольский арат».
#ам_мп