Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Монголия и ВОВ

613

5 марта ровно 80 лет назад на XXVI сессии Малого хурала Монгольской Народной Республики премьер-министр Монголии маршал Хорлогийн Чойбалсан с целью оказания помощи советскому народу и Красной армии предложил начать сбор средств для постройки именной авиационной эскадрильи «Монгольский арат».

Сессия Малого хурала единодушно приняла положительное решение о строительстве авиационной эскадрильи и передаче ее в подарок Военно-воздушным силам СССР на советско-германский фронт.

Рука помощи братской Монголии

С началом Великой Отечественной войны Монголия была первым государством, которое на официальном уровне заявило о прямой поддержке СССР в борьбе против вероломного врага – нацистской Германии.

В октябре 1941 года из Монголии был отправлен сформированный гражданами страны первый эшелон с материальной помощью бойцам Красной армии. Он вез 15 тысяч комплектов зимнего обмундирования. Кроме того, Госбанк СССР получил 587 тысяч тугриков на военные нужды. Всего за четыре года войны из Монголии в Советский Союз было отправлено 9 железнодорожных эшелонов, насчитывающих до сотни вагонов, а последний состав, пришедший в феврале 1945 года, состоял из 127 вагонов.

К примеру, эшелон, который  прибыл в Советский Союз в ноябре 1942 года, привез из Монголии: полушубки — 30 115 шт.; валенки — 30 500 пар; меховые варежки — 31 257 пар; меховые жилеты — 31 090 шт.; солдатские ремни — 33 300 шт.; шерстяные фуфайки — 2290 шт.; меховые одеяла — 2011 шт.; ягодное варенье — 12 954 кг; туши джейранов — 26 758 шт.; мясо — 316 000 кг; индивидуальные посылки — 22 176 шт.; колбаса — 84 800 кг; масло — 92 000 кг.

Поставки в СССР осуществлялись по самой древней транспортной артерии Средней Азии – Великому шелковому пути, где груженные необходимыми вещами караваны с тысячами верблюдов перевозили ценные военные грузы в СССР.

 Танки «Революционная Монголия»

Благодаря добровольным пожертвованиям граждан Монголии для помощи СССР было собранно 2,5 млн тугриков и 300 кг золотых изделий.

На эти средства были построены 32 танка Т-34 и 21 танк Т-70, которые вошли в состав именной танковой колонны «Революционная Монголия». Для передачи танков в действующую армию в январе 1943 года в подмосковный Наро-Фоминск прибыли представители командования Монгольской народно-революционной армии, которую возглавлял маршал Чойбалсан.

 «Монгольский арат»

Весной 1943 года народ Монголии с энтузиазмом откликнулся на предложения о постройке авиаэскадрильи. Люди добровольно работали по 14–16 часов в сутки, отдавая до трети своей заработной платы в фонд для постройки самолетов для СССР. К 22 июля 1943 года удалось собрать необходимую сумму в 2 млн тугриков, и эскадрилья была построена.

Передача 12 самолетов Ла-5ФН эскадрильи советскому командованию состоялась на полевом аэродроме в Смоленской области 25 сентября 1943 года. Эскадрилья «Монгольский арат» вошла в состав 2-го гвардейского полка 322-й истребительной авиационной дивизии. Эскадрилья на именных самолетах показала себя достойно и воевала до конца Великой Отечественной войны. Эскадрилья существовала и в послевоенное время и входила в состав 266-го Краснознаменного авиационного полка истребителей-бомбардировщиков имени Монгольской Народной Республики. В настоящий момент в Забайкалье расквартирован 120-й отдельный смешанный авиационный полк, в составе которого находится 2-я штурмовая эскадрилья «Монгольский арат».

Артефакты Музея Победы

В фондах Музея Победы хранятся и периодически демонстрируются уникальные и подлинные экспонаты, принадлежавшие воинам монгольской армии. В их числе фотографии, документы, награды, униформа и знаки различия родов войск Монгольской народно-революционной армии, оружие, – свидетельствующие о том, как наши предки плечом к плечу сражались вместе против общего врага – Японской империи в боях на Дальнем Востоке.

На открытой экспозиции вооружения, военной техники и инженерных сооружений Музея Победы представлены свыше 420 единиц различной техники, в том числе богатая коллекция авиационной техники стран-участниц Великой Отечественной и Второй мировой войн. Среди советских самолетов посетители уличной экспозиции музея могут увидеть истребитель Ла-5. Самолеты следующей модификации этого истребителя стали основой для эскадрильи «Монгольский арат».

#ам_мп

Водружение Знамени Победы над Рейхстагом
Водружение Знамени Победы над Рейхстагом

80 лет назад, 30 апреля 1945 года, советские солдаты водрузили Знамя Победы над зданием...

30.04.2025

Страницы истории

Историческая встреча на Эльбе
Историческая встреча на Эльбе

Апрель 1945 года стал месяцем решительных побед стран антигитлеровской коалиции в деле борьбы с...

25.04.2025

Страницы истории

Первый командир легендарных «катюш»
Первый командир легендарных «катюш»

120 лет назад, 24 апреля 1905 года, родился Иван Андреевич Флёров, вошедший в отечественную...

24.04.2025

Страницы истории

Начало Берлинской стратегической наступательной операции
Начало Берлинской стратегической наступательной операции

80 лет назад Советская Армия начала одну из крупнейших в отечественной военной истории наступательных...

16.04.2025

Страницы истории

80 лет со дня взятия Вены
80 лет со дня взятия Вены

В эти весенние дни, 80 лет назад, Красная Армия продолжала победоносное шествие к Берлину,...

13.04.2025

Страницы истории

Восстание в Бухенвальде
Восстание в Бухенвальде

11 апреля ежегодно отмечается Международный день освобождения узников фашистских концлагерей. Дата связана с событиями...

11.04.2025

Страницы истории

Водружение Знамени Победы над Рейхстагом
Страницы истории
Водружение Знамени Победы над Рейхстагом
30.04.2025
Историческая встреча на Эльбе
Страницы истории
Историческая встреча на Эльбе
25.04.2025
Первый командир легендарных «катюш»
Страницы истории
Первый командир легендарных «катюш»
24.04.2025
Начало Берлинской стратегической наступательной операции
Страницы истории
Начало Берлинской стратегической наступательной операции
16.04.2025
80 лет со дня взятия Вены
Страницы истории
80 лет со дня взятия Вены
13.04.2025
Восстание в Бухенвальде
Страницы истории
Восстание в Бухенвальде
11.04.2025
Штурм Кенигсберга
Страницы истории
Штурм Кенигсберга
09.04.2025
95 лет со дня учреждения орденов Ленина и Красной Звезды
Страницы истории
95 лет со дня учреждения орденов Ленина и Красной Звезды
06.04.2025
Эталон бронетехники
Страницы истории
Эталон бронетехники
29.03.2025
Освобождение Ржева
Страницы истории
Освобождение Ржева
03.03.2025
Освобождение Ростова-на-Дону
Страницы истории
Освобождение Ростова-на-Дону
14.02.2025
В блокадный Ленинград прибыл первый поезд
Страницы истории
В блокадный Ленинград прибыл первый поезд
07.02.2025
Конференция союзных государств
Страницы истории
Конференция союзных государств
04.02.2025
2 февраля — День разгрома немецко-фашистских войск в Сталинградской битве 1943 года
Страницы истории
2 февраля — День разгрома немецко-фашистских войск в Сталинградской битве 1943 года
02.02.2025
«Атака века» легендарного подводника
Страницы истории
«Атака века» легендарного подводника
30.01.2025
Краснознаменный Балтийский флот в годы блокады
Страницы истории
Краснознаменный Балтийский флот в годы блокады
29.01.2025
Окончательный разгром блокадного кольца у Ленинграда
Страницы истории
Окончательный разгром блокадного кольца у Ленинграда
27.01.2025
Освобождение Освенцима
Страницы истории
Освобождение Освенцима
27.01.2025
Бомбардировка Берлина
Страницы истории
Бомбардировка Берлина
20.01.2025
Освобождение столицы Польши
Страницы истории
Освобождение столицы Польши
17.01.2025