1 декабря - День воинской славы России. Это день победы русской эскадры под командованием вице-адмирала Павла Степановича Нахимова над турками у мыса Синоп.
В истории страны это сражение стало одновременно и триумфом русского флота, и прологом к Крымской войне 1853-1856 годов, которую Российская Империя проиграла.
Прелюдия к битве
К середине XIX века некогда могучая Османская империя ослабела настолько, что удерживать ее от окончательного распада помогало лишь вмешательство ведущих европейских стран — Великобритании, Франции и России. И каждая из этих держав имела свои виды на юго-восток Старого света и конкретно на Черное море.
Предлогом к войне стал спор между католическим и православным духовенством о Святых местах в Палестине. Французский император Наполеон III, чье императорство не признавала Россия (Венский конгресс 1815 года навсегда исключил династию Бонапартов из числа претендентов на французский престол), демонстративно поддержал католических монахов. В свою очередь, Николай I, покровительствуя православному духовенству, направил в феврале 1853 года в Константинополь Александра Сергеевича Меншикова в качестве чрезвычайного посла.
Светлейший князь и адмирал в ультимативной форме потребовал, чтобы православные подданные турецкого султана были поставлены под защиту русского царя. Лондон, опасаясь усиления Санкт-Петербурга, пошел на соглашение с Парижем о совместных действиях против России. Правительство Турции в мае отвергло ультиматум и Россия разорвала с ней отношения.
В Дарданеллы вошла англо-французская эскадра. Опасаясь реальной угрозы действенной помощи со стороны англичан и французов горцам Шамиля на Кавказе, в ответ войска русской армии заняли Молдавию и Валахию. Поддерживаемый Францией и Англией султан Абдул-Меджид 27 сентября потребовал вывода русских войск из двух этих княжеств.
4 октября 1853 года он объявил России войну. Формально после объявления Османской империей войны России Англия и Франция не вмешивались в конфликт. Однако посла России в Англии предупредили, что в случае атаки русских кораблей на турецкие порты в дело вступит союзный флот.
Последняя битва парусных кораблей
Когда умолкли дипломаты, на авансцену истории выступили моряки обеих стран – Османской и Российской империй, сыграв яркую сцену в уходящей эпохе парусных судов.
Турецкий военно-морской флот насчитывал 13 линейных кораблей и фрегатов, а также 17 пароходов. Его командный состав заранее был усилен английскими советниками. Главным боевым соединением флота, эскадрой, командовал выпускник военно-морской школы в Египте вице-адмирал Осман-паша.
В составе Черноморского флота было 40 линейных кораблей, фрегатов и корветов, а также 44 парохода и транспорта. Фактически командовал соединением (при морском министре князе Александре Меншикове) начальник штаба Черноморского флота вице-адмирал Владимир Корнилов.
Еще до главного боя, а именно 5 (17) ноября Корнилов встретил османский 10-пушечный пароход «Перваз-Бахре», шедший из Синопа. Пароходофрегат «Владимир» (11 пушек) под флагом начальника штаба Черноморского флота Корнилова атаковал противника. Непосредственно боем руководил командир «Владимира» капитан-лейтенант Григорий Бутаков. Он заметил слабость врага — отсутствие орудий на корме турецкого парохода, и старался держаться так, чтобы не попасть под огонь османов. Тот бой длился три часа и завершился русской победой. Это было первое в истории морское сражение паровых судов. А его результата стал потрясением и для турков, и для их западных покровителей.
Получив сведения о том, что турецкий флот готовит в порту Синопа силы для морского десанта у Поти и Сухума, Меншиков послал к берегам Анатолии эскадру вице-адмирала Павла Нахимова.
Русская эскадра в составе 7 кораблей (пять 84-пушечных кораблей: «Императрица Мария», «Чесма», «Ростислав», «Святослав» и «Храбрый», а также фрегат «Коварна» и бриг «Эней») подошла к Синопу 20 ноября. Наблюдатели заметили на рейде 4 турецких фрегата, однако предпринять какие-либо действия русские моряки не могли, поскольку эскадра попала в сильный шторм - подчиненным Нахимова приходилось бороться не только с противником, но и с силами природы. Кроме того, Нахимов запросил у Меншикова подкрепления из судов, находившихся на ремонте - корабли «Святослав» и «Храбрый», фрегат «Коварна» и пароход «Бессарабия». Меншиков просьбу исполнил, помощь пришла вовремя.
16 (28) ноября 1853 года отряд Нахимова усилила эскадра контр-адмирала Фёдора Новосильского: 120-пушечные линейные корабли «Париж», «Великий князь Константин» и «Три святителя», фрегаты «Кагул» и «Кулевчи». В итоге под началом Нахимова было уже 6 линейных кораблей: 84-пушечные «Императрица Мария», «Чесма» и «Ростислав», 120-пушечные «Париж», «Великий князь Константин» и «Три святителя», 60-пушечный фрегат «Кулевчи» и 44-пушечный «Кагул». Орудий было 716, с каждого борта эскадра могла дать залп весом в 378 пудов 13 фунтов. 76 орудий стреляли разрывными бомбами, имевшими большую разрушительную силу. Таким образом, на стороне русского флота был перевес. Кроме того, к Нахимову на помощь спешил Корнилов с тремя пароходофрегатами.
Что имели в распоряжении османы: 7 фрегатов, 3 корвета, несколько вспомогательных судов и отряд из 3 пароходофрегатов. В целом у турок было 476 корабельных пушек, подкрепленных 44 береговыми орудиями. Османскую эскадру возглавлял турецкий вице-адмирал Осман-паша. Вторым флагманом был контр-адмирал Гуссейн-паша. При эскадре находился английский советник — капитан А. Слейд. Отрядом пароходов командовал вице-адмирал Мустафа-паша.
Разгром турок за три с половиной часа
Вечером 29 ноября вице-адмирал Нахимов принял решение атаковать турецкие силы в Синопе утром 30 ноября. Атака была стремительной и осуществлялась двумя колоннами: в первой, правой, шли корабли Нахимова, во второй, левой — Новосильского. Город и жилые дома решено было, по возможности, щадить от обстрела, сосредоточив огонь пушек по судам и береговым орудиям.
Тот день выдался дождливым и ветреным, жарко было только на военных судах, сражавшихся у берегов Синопа. В 12 часов 30 минут османский флагман 44-пушечный «Авни-Аллах» открыл огонь, за ним открыли последовали орудия других кораблей и береговых батарей. Турки надеялись, что русские будут ошеломлены и отступят. Возглавлявшая русскую атаку "Императрица Мария" была засыпана снарядами, большая часть рангоута и стоячего такелажа оказались перебиты, однако корабль Нахимова безостановочно шел вперед, отвечая неприятелю громом своих пушек.
Победа русского флота обозначилась уже через два с небольшим часа. Турецкая артиллерия, осыпала снарядами русскую эскадру, смогла причинить некоторым кораблям значительные повреждения, однако потопить ни одного не сумела. Зато часть турецких кораблей от бесконечной пальбы противника подорвались, другие выбросились на берег. Только за первые тридцать минут боя были уничтожены четыре турецких фрегата и один корвет, составлявшие первую линию. После этого замолчала разбитая снарядами с "Императрицы Марии" и "Парижа" батарея №5. Горящие обломки от взорвавшихся турецких кораблей накрыли батарею №4, уничтожив весь ее расчет. Такая же участь постигла батареи №3 и 6.
Из этого ада удалось вырваться только пароходу "Таиф", которым командовал Яхья-бей. К 13 часам 30 минутам к Синопскому рейду на пароходофрегате "Одесса" на поддержку русской эскадры прибыл вице-адмирал Корнилов. Его сопровождали пароходофрегаты "Крым" и "Херсонес". Все вновь прибывшие корабли с ходу вступили в битву.
К 16 часам сражение завершилось полным разгромом турецкой эскадры. Потери турецкого флота были катастрофическими — 10 боевых кораблей, 1 пароход, 2 транспорта, 2 торговых судна и 1 шхуна. Убитыми и ранеными турки потеряли 3 тысячи моряков и одну тысячу солдат десанта, утратив около 500 орудий.
Общие потери русской эскадры составили 38 человек и 210 ранеными, два корабля были серьезно повреждены. Их потом буксировали пароходы, но все остались на плаву. 22-го (4 декабря) русский флот при общем ликовании вошёл на Севастопольский рейд. Всё население города встречало победоносную эскадру.
В плен попал Осман-паша, которого ограбила и бросила на тонущем фрегате "Ауни-Аллах" собственная команда. Взятый в плен, он проживал в Одессе до 1856 года, когда по окончании Крымской войны получил свободу. Его палаш, который он вручил победителям, до сих пор хранится в музее истории Черноморского флота.
Благодаря победе в этом сражении русский флот завоевал господство в Черном море и сорвал высадку турецкого десанта на Кавказе. Синопское сражение стало последним в мире сражением парусных флотов.
Однако эта победа и мастерство русских флотоводцев вызвало крайне негативную и болезненную реакцию в английской прессе, где сражение получило название "Синопской резни". Турок западные СМИ рисовали чуть ли не в роли младенцев, которых безжалостные русские моряки убивали и топили. В результате Лондон и Париж использовали Синопское сражение как повод вступить в войну в марте 1854 года на стороне Турции.
Сам же Павел Степанович Нахимов позже станет одним из главных действующих лиц обороны Севастополя. После того, как в феврале 1855 года русский флот был затоплен, чтобы не пустить захватчиков в бухту, Нахимов командовал солдатами и матросами, оборонявшими южную часть города. 28 июня 1855 года адмирал Нахимов во время объезда укреплений получит смертельное ранение и скончается через два дня...
#еу