2 августа 1930 года под Воронежем был проведен первый в СССР парашютный десант – две группы по шесть человек. По шесть – потому что больше самолеты не могли взять на борт. Первой руководил Леонид Минов, второй — его помощник Яков Мошковский.
Первопроходцы
С выбранного для первого десанта самолета - французский «Фарман-Голиаф» - парашютисты могли выходить в небо прямо из салона через открытую дверь. Советские самолеты не были приспособлены к сбросу большого количества бойцов. Для десантирования с бомбардировщиков ТБ-2 солдатам приходилось сначала забираться на крыло.
Вернувшийся на аэродром «Фарман-Голиаф» забрал вторую группу и через несколько минут с высоты 300 метров выбросил их над площадкой десантирования. С третьего борта на грузовых парашютах было сброшено оружие и боеприпасы.
Понадобилось всего несколько минут, и дюжина десантников, вооруженных двумя ручными пулеметами, винтовками, револьверами и гранатами, были в полной готовности к боевым действиям. После чего они выдвинулись в назначенный район, где их ждал грузовик, который доставил парашютистов на аэродром. Задача первого воздушного десанта была выполнена.
Конечно, первых парашютистов, совершивших этот групповой прыжок, нельзя назвать настоящими десантниками. Это были летчики, в задачу которых входило лишь продемонстрировать возможность парашютного десантирования вооруженных бойцов, проверена техника выброски грузов. Тем не менее, эту дату - 2 августа 1930 года - принято считать началом истории десантных войск - гордости наших Вооруженных сил.
В результате эксперимента была доказана возможность парашютного десантирования бойцов. Ровно через месяц, 2 сентября 1930 года, на маневрах частей Московского военного округа, была использована группа парашютистов с конкретной диверсионной задачей - заброска в тыл условного противника.
В 1997 году на месте приземления первого в мире воздушного десанта был установлен памятный знак. Надпись на мемориальной доске гласит: «Здесь 2 августа 1930 года произведен первый воздушный десант в СССР в количестве двенадцати человек». В настоящее время со всех сторон это место окружают жилые кварталы Воронежа.
Становление
В 1920-е годы командование Красной армии стало думать о создании спецподразделений, которые могли бы молниеносно перебрасывать военные группы и оружие по воздуху. Правда, парашюты изобрели всего десяток лет назад. Тогда их использовали для спасения пилотов из терпящих крушение воздушных кораблей. Первым человеком, который предложил применять парашют в военных целях, стал Леонид Минов.
Командир первой группы десантников, он стал пионером парашютизма в СССР. А свой первый прыжок с парашютом летчик совершил 26 июля 1930 года – всего за неделю до того исторического дня, с которого берет начало история ВДВ.
Прежде чем обучать бойцов опасному делу, Минову надо было на личном примере показать работу парашютиста - самому совершить показательный прыжок. Он состоялся также на поле воронежского аэродрома.
«Конечно, все … считали меня асом в этом деле. Ведь я здесь был единственным человеком, который уже получил воздушное парашютное крещение и прыгал не раз, не два, а имел целых три прыжка!» – писал впоследствии в своих воспоминаниях парашютист.
Живая бомба
Работа над созданием десантных войск велась полным ходом. В поисках способов увеличения числа десантируемых придумывались различные приспособления. Одним из них стали небольшие ящики, по форме напоминавшие гробы. Они подвешивались под фюзеляжем и крыльями самолета. Назывались они «автоматические выбрасыватели красноармейцев».
Но после первых испытаний от них пришлось отказаться: летать в закрытом металлическом ящике, а потом неожиданно падать в пропасть желающих не оказалось. В дальнейшем испытания прошла – и даже была принята на вооружение – более крупная коробка. Однако вскоре от нее отказались - появились новые более мощные модели самолетов.
В 1935 году были проведены уже первые массовые учения - 1188 десантников были сброшены на парашютах, чтобы занять аэродром в тылу условного противника. После этого, на уже «захваченный» аэродром сели самолеты с еще 2500 десантников на борту.
Боевое крещение
К началу Великой Отечественной ВДВ превратились в реальную силу, хорошо укомплектованную и обученную. Десантников готовили как элиту войск: любой парень, мечтавший вступить в ВДВ, проходил строгую физическую и психологическую проверку, обучался длительное время и получал самое лучшее оружие и обмундирование. Дивизии, в которых служили эти бойцы, были заранее названы гвардейскими.
Во время реальной войны десантники показали себя с лучшей стороны. Правда, чаще всего их использовали как элитную пехоту, а не как десант. Еще в советско-финскую кампанию десантники проявили себя на земле, охотясь за финскими лыжниками-диверсантами, терроризирующими тыл советских войск. Через некоторое время, обучившись использованию лыж, сами десантники начали совершать рейды уже по финским тылам, сея хаос и панику.
Однако советское командование не смогло в полной мере использовать возможности десантных войск. Сказывалось отсутствие опыта и подготовки.
Так, при форсировании Днепра 24-28 сентября 1943 года многие самолеты сбросили десант прямо в реку. Часть бойцов утонула, часть, не найдя свою зону высадки, была вынуждена вернуться обратно. Некоторые бойцы буквально свалились на головы своим же сослуживцам.
После такой неудачи масштабные десантные операции были свернуты. В дальнейшем ВДВ в основном использовали как элитную пехоту. Иногда для разведки и диверсий в тылу врага, для помощи партизанам.
Преображение
Новая страница истории ВДВ началась в 1950, когда во главе десантников встал генерал Маргелов.
Василий Филиппович Маргелов прошел всю войну. Став главкомом ВДВ, «дядя Вася» (прозвище генерала в войсках) взялся превратить десантников в один из самых эффективных родов войск и отлично в этом преуспел.
Именно по его инициативе были разработаны новые десантные самолеты и укороченный автомат Калашникова, удобный при десантировании. Он создал Рязанское воздушно-десантное училище — кузницу офицерских кадров ВДВ.
Благодаря Маргелову, у десантников появились особые «опознавательные знаки»: знаменитые голубые береты и тельняшки. Тельняшки потому, что во время войны Маргелов был впечатлен действиями морской пехоты и хотел, чтобы его «крылатая пехота» продолжала славные традиции бравых морпехов. Только на тельняшках десантников полосы голубые, а не синие, как у морпехов. Что же касается беретов, то изначально они были малиновыми, и только чуть позже стали голубыми, цвета неба.
Но Василий Филиппович Маргелов – легенда ВДВ – это особая история…
#ав_аг