День инженерных войск России ежегодно отмечается 21 января. В этот день чествуют ветеранов и действующих военнослужащих одного из самых прославленных и старейших родов войск в истории страны.
Пионеры-пушкари
История инженерных войск своими корнями уходит во времена правления Петра I. Его указом 21 января 1701 года в Москве было создано специальное учебное заведение – «Школа пушкарского приказа». Именно в стенах этой школы готовили и обучали офицеров-артиллеристов старшего и среднего командных составов, а также военных инженеров.
При этом солдаты и офицеры инженерных войск XVIII и XIX веков в табели о рангах на одно звание были всегда выше, чем офицеры пехотных и кавалерийских частей.
Военнослужащих инженерных частей в то время называли пионерами, на французский манер. В их ведении была работа по созданию инженерных и земляных сооружений для нужд армии. Инженерные войска Русской императорской армии принимали самое активное участие во всех войнах и локальных конфликтах, направленных на защиту Отечества от внешних и внутренних врагов вплоть до Октябрьской революции 1917 года.
Прекрасное знание своего дела, мужество и героизм солдат и офицеров инженерных войск всегда способствовали успешному ведению боевых действий. В немалой степени благодаря им наша армия, когда того требовала стратегическая ситуация на фронте, успешно вела оборонительные бои во время Отечественной войны 1812 года против Наполеона, Крымской войны 1853-1856 годов против англо-франко-турецких войск, а также в ходе Русско-японской (1904-1905 гг.) и Первой мировой (1914-1918 гг.).
Инженерные войска страны советов
После революционных событий февраля и октября 1917 года инженерные и сапёрные соединения упразднённой царской армии стали составной частью Рабоче-крестьянской Красной армии. Опыт применения этих войск на фронтах Первой мировой войны позволил создать в 1919 году отдельные подразделения автомобильных частей, а также маскировочных, электротехнических и минно-подрывных воинских соединений.
В каждой стрелковой дивизии Красной армии было предписано иметь по штату инженерный батальон, а в стрелковых полках – инженерно-сапёрную роту. К началу 1930-х годов инженерные подразделения имелись во всех родах войск.
На фронтах Великой Отечественной
Велика роль и заслуга в приближении победы в Великой Отечественной войне военнослужащих инженерных войск Красной армии. На советско-германском фронте эти подразделения использовались для решения сложных задач инженерного обеспечения войск и ведения боевых действий с использованием специальных средств, оборудования и инженерного вооружения.
В годы войны инженерные войска состояли из следующих соединений, частей и подразделений: инженерно-разведывательных, инженерно-сапёрных, заграждения и разграждения, штурмовых и инженерно-дорожных, понтонно-мостовых и переправочно-десантных, инженерно-маскировочных и инженерно-технических, а также имелись части полевого водоснабжения.
Под огнём противника в любых погодных условиях воины инженерных войск занимались ведением инженерной разведки противника, местности и вражеских объектов, занимались возведением фортификационных сооружений (окопы и траншеи, ходы сообщения и укрытия, блиндажи и убежища), строили полевые сооружения для размещения хозяйственных и медицинских учреждений.
Солдатами и офицерами инженерных войск производилось минирование и разминирование местности, а также организация и производство взрывных работ, оборудование невзрывных заграждений – противотанковых рвов, эскарпов, контрэскарпов и надолбов.
Боевые достижения
К 1945 году в частях Красной армии насчитывалось 109 инженерно-сапёрных бригад и свыше 1120 отдельных инженерных, сапёрных, понтонных и специальных батальонов.
За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, более ста тысяч солдат и офицеров были награждены орденами и медалями, из них 642 военнослужащим присвоено звание Героя Советского Союза.
Кроме того, 266 человек стали полными кавалерами ордена «Славы».
Шесть инженерных бригад, 190 отдельных инженерных, сапёрных и понтонных батальонов, пять отдельных инженерных рот удостоены звания гвардейских.
Артефакты Музея Победы
В Музее Победы на открытой площадке вооружения, военной техники и инженерных сооружений представлены основные типовые полевые инженерно-фортификационные сооружения периода Великой Отечественной войны, специально возведенные в 1994 году военными строителями Военно-инженерной академии им. Куйбышева, в соответствии с «Наставлением для инженерных войск. Полевая фортификация» 1943 года.
Фортификационные сооружения наглядно демонстрируют инженерное оборудование местности, устройство полевых дорог, временных мостов и переправ. На территории экспозиции расположены бетонные и деревянные невзрывные оборонительные сооружения: надолбы, тетраэдры, противотанковые ежи.
#ам_дс