Эксперты обсудили развитие школьных музеев

Фото: РИА "Победа РФ"

Современные методы работы и успешные практики, применяемые в работе школьных музеев, обсудили эксперты в рамках международного открытого культурно-образовательного форума «Победа».

«Очень приятно, что в рамках реализации программы «Школьный музей Победы» вот такая общероссийская кооперация и коммуникация выстраивается. Пандемия сформировала ряд ограничений и принесла нам ряд вызовов, но с другой стороны она позволила нам осваивать новые формы коммуникации и кооперации, которые уже не требуют физического перемещения», – подчеркнул заместитель президента Российской академии образования Игорь Павлов, приветствуя участников форума.

Он отметил, что важно уделять отдельное внимание этим формам удаленного взаимодействия в работе школьных музеев.

«Сегодня в Российской Федерации зарегистрировано 19 746 школьных музеев, их регистрация ведется с 1974 года. Из них 11 846 музеев – это музеи военно-исторического профиля», – отметил заместитель директора ФГБОУ ДО «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения» Владимир Омельченко.

Он рассказал о планах по развитию музейных экспозиций при образовательных учреждениях. В частности, о создании единого реестра школьных музеев. Также Омельченко указал на активную работу по созданию аналогичных региональных систем в Псковской и Ярославской области.

Созданию в Псковской области общего цифрового пространства виртуального музея Победы с использованием ресурсов школьных музеев посвятил свое выступление директор ГБУ Псковской области «Региональный центр информационных технологий» Алексей Драгунов. Он отметил, что помимо своей основной образовательной функции, проект способствует росту туристической привлекательности региона.

Он рассказал о планах создания программы «Цифровой туризм и краеведение» вместе с областным центром туризма. Она будет реализовываться при взаимодействии с муниципальными музеями. Это позволит фактически оцифровать всю территорию региона, добавил Драгунов.

О новом образовательно-туристическом проекте, направленном на патриотическое воспитание детей и изучение истории Великой Отечественной войны рассказала старший методист отдела гражданского воспитания и музейной педагогики Московского центра «Патриот.Спорт» Ирина Полтавец. Она указала, что уже разработаны 17 маршрутов по местам боев дивизий народного ополчения.

«Мы вывезем школьников и в Тульскую область, и в Малоярославец, в Подмосковье, в Новгород и в Вязьму, то есть по всем местам боев», – отметила методист. Также занятия будут проходить в Музее Победы и в Музее обороны Москвы.

Важность проведения патриотических акций в работе школьного музея обосновал старший методист городского методического центра Департамента образования и науки Москвы Андрей Сементковский. Он также объяснил, что при продвижении проектов не стоит бояться новых соцсетей, так ими пользуются дети, а значит и они являются полем для деятельности педагогов.

Опытом построения партнерских отношений со музеями школ городов-героев поделилась руководитель школьного музея МОУ СШ №54 Волгограда Галина Бычкова. Она рассказала, как на протяжении более чем пяти лет строятся отношения со школами, проводится обмен группами учащихся, конференции и круглые столы, создание методических наработок.

О важности поисковой работы в деятельности школьного музея рассказала руководитель Музея «Истории школы и поселка Советский» Ленинградской области Ольга Богданова.

«Сегодня мы имеем уникальную возможность привлекать молодежь для работы в поисковом отряде. Я понимала, что для современных детей на уроках истории необходимы новые формы подачи материала. Для таких серьезных тем, как Советско-финляндская и Великая Отечественная война нужно было что-то более мощное», – отметила педагог.

С 2016 года, когда был создан отряд, дети начали привлекаться к поисковой работе. Она позволяет показать школьникам – какой ценой завоевана Победа, подчеркнула Богданова. Она добавила, что именно так, показывая на примере, и постоянно «соприкасая ребенка» с этой работой, удается достичь сопереживания и глубины понимания предмета.

На эффективность сотрудничества в рамках проекта «Школьный Музей Победы» указала руководитель Детского центра Музея Победы Елена Слесаренко, подводя итоги сессии.

«Это сотрудничество сегодня позволяет выстроить индивидуальные траектории развития даже самого отдаленного школьного музея, позволяет делать работу школьных музеев наиболее эффективно. И сейчас, когда мы сталкиваемся с такими глобальными вызовами, только взаимодействие, сотрудничество поможет нам вместе работать в одном русле и выстраивать эффективную деятельность», – подытожила она.

Форум «Победа» – площадка для обсуждения актуальных вопросов музейной и образовательной деятельности. Позволяет вести диалог между представителями профессионального музейного сообщества, научными работниками, педагогами, студентами и учащимися. В рамках работы форума планируется проведение семинаров, лекций, круглых столов, конференций, открытых уроков и других мероприятий в онлайн- и оффлайн-форматах.

Открытие экспозиции «Школьный музей Победы» состоялось 17 сентября. В специально созданном выставочном пространстве Музея Победы на Поклонной горе школы Москвы представляют свои экспозиции.

Ранее стало известно, что школьные музеи историко-патриотической тематики получат свой портал. В музее прошла межрегиональная онлайн-конференция «Современные технологии в развитии музейного пространства и туризма: опыт регионов России». Музей Победы в рамках фестиваля «Интермузей-2020» провёл круглый стол «Территория Победы: современные вызовы и музейные практики по освещению истории Великой Отечественной войны».

#сб