В селе Глубокое Виленской губернии (ныне Витебская область Республики Беларусь) 125 лет назад 22 июля родился конструктор, доктор технических наук, дважды Герой Социалистического Труда Павел Осипович Сухой.
Юность и первые шаги в небо
Павел Осипович окончил гимназию в 1914 году. Решил продолжить своё образование и поступил на физико-математический факультет Московского университета.
Увлёкшись авиацией, он также стал посещать Императорское московское техническое училище, где свои лекции читал один из пионеров отечественной авиации и ракетостроения профессор Николай Жуковский. После окончания первого курса, именно в это училище, которое было высшим техническим образовательным заведением в стране, перешёл на учёбу будущий конструктор Сухой, навсегда выбрав авиацию своим смыслом жизни.
Кроме того, Павел Осипович стал членом воздухоплавательного кружка и начал осваивать управление авиационной техникой.
На фронтах Великой войны
С началом Первой мировой войны, Сухого призывают в ряды Русской императорской армии с направлением в Петроградскую школу прапорщиков, по окончанию которой он попадает в 1917 году на фронт.
В октябре того же года он уже начальник пулеметной команды пехотного полка.
После развала фронта и демобилизации он вернулся в Москву для окончания учёбы. Узнав, что его училище временно не функционирует, начал преподавать математику в Гомеле и Лунинце в Белоруссии.
Птенец гнезда Туполева
С возобновлением в 1920 году работы Московского высшего технического училища (новое название бывшего Императорского московского технического училища) Павел Осипович продолжил обучение, прерванное сначала Первой мировой, а затем Гражданской войной.
В 1924 году он поступает чертёжником в Центральный Аэрогидродинамический институт «ЦАГИ». Именно здесь его – молодого и талантливого, увлечённого авиацией юношу, замечает авиационный конструктор Андрей Туполев, который взял его на работу в своё конструкторское бюро.
Первый самолёты Сухого
С началом работы в КБ Туполева, под его общим руководством Павел Сухой начинает проектировать и после конструировать свои первые летательные аппараты.
В этот период им совместно с другими авиаторами создаются первый в СССР цельнометаллический истребитель И-4 и скоростной более современный И-14. Также Сухим было спроектировано несколько самолётов, которые и на которых устанавливались мировые рекорды. Такими самолётами стали АНТ-25, на котором Валерий Чкалов, Александр Беляков и Георгий Байдуков совершили знаменитый беспосадочный перелёт через Северный полюс в США в 1937 году. А на самолёте АНТ-37 «Родина», который также был разработан Павлом Осиповичем, женский экипаж в составе Марины Расковой, Полины Осипенко и Валентины Гризодубовой установил мировой рекорд дальности перелёта в 1938 году.
Боевые самолёты Сухого в годы войны
Следующим шагом после создания самолётов гражданского назначения было создание многоцелевого боевого самолёта. Такие работы начались в 1936 году.
Первый самостоятельный вылет самолёта под обозначением Су-2 состоялся 25 августа 1937 года. В воздух его поднял лётчик-испытатель, Герой Советского Союза Михаил Громов.
Принятый на вооружение ВВС РККА Су-2 оказался очень удачным и универсальным самолетом. В начале Великой Отечественной его активно использовали в качестве бомбардировщика-штурмовика, ближнего разведчика и корректировщика артиллерийского огня. Машина хорошо зарекомендовала себя также в воздушных боях против истребителей противника.
Су-2 стал одними из первых самолётов, вступивших в боевые действия с врагом на рассвете 22 июня 1941 года. Уже в первый день войны «сушки» Одесского военного округа бомбили переправы через реку Прут, существенно задержав продвижение противника вглубь Советского Союза.
Первый и единственный женский таран
Во время одного из боевых вылетов 12 сентября 1941 года Елена Зеленко, заместитель командира 5-й эскадрильи 135-го бомбардировочного авиационного полка, в ходе воздушного боя сбила один истребитель противника и протаранила своим самолётом другой.
За проявленное мужество и героизм на фронте в борьбе с врагом Екатерина Ивановна Зеленко была посмертно удостоена звания Героя Советского Союза.
Эпоха реактивной авиации
После Великой Отечественной войны Павел Осипович одним из первых в Советском Союзе начал работу над проектами реактивных самолётов, понимая, что именно за ними стоит будущее всей авиации.
В то время велась разработка одновременно нескольких самолётов «Су», но лётное происшествие в 1949 году заморозило дальнейшие работы в этом направлении на некоторое время.
Активное проектирование и разработка новейших реактивных самолётов под индексом «Су» возобновилась в 1956 году. В 1960-х – 1970-х годах были разработаны: истребитель Су-7 со скоростью полёта, вдвое превышающей скорость звука, истребители-перехватчики Су-9, Су-11, Су-15, истребители-бомбардировщики Су-7Б с лыжным и колесно-лыжным шасси, истребитель-бомбардировщик Су-17 с изменяемой в полете стреловидностью крыла, фронтовой бомбардировщик Су-24, а также штурмовик Су-25.
Наследие Павла Сухого
В настоящее время ПАО «Компания «Сухой»» продолжает соблюдать традиции, конструкторские наработки и стандарты качества, введённые Павлом Осиповичем Сухим.
На вооружении ВКС России, которые защищают небо страны и активно ведут борьбу с международным терроризмом, и сейчас стоят новые модели истребителей: Су-27, Су-30, Су-35, многофункциональные истребители-бомбардировщики Су-24М и Су-34, а также истребители пятого поколения Су-57, которые проходят испытания и вскоре будут приняты на вооружение.
Артефакты Музея Победы
На экспозиции вооружения, военной техники и инженерных сооружений под открытым небом посетители и гости Музея Победы могут увидеть макет лёгкого бомбардировщика Су-2, входившего в состав отдельной штурмовой группы 8-й Воздушный армии Сталинградского фронта осенью 1942 – зимой 1943 годов.
Музей Победы на экспозиции вооружения, военной техники войн и локальных конфликтов 50-х–80-х годов ХХ столетия экспонирует уникальные самолёты уже реактивной эры отечественной авиации, которые были созданы под непосредственным руководство Павла Осиповича. Среди них - истребитель-перехватчик Су-15ТМ, истребитель-бомбардировщик Су-17М3 и легендарный штурмовик Су-25 «Грач».
#ам_дс