Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Воинам дорог 110 лет

124

Первая Учебная автомобильная рота была создана 29 мая 1910 года в Санкт-Петербурге. Вскоре подразделение стало главным центром по специально-техническому обеспечению войск, а также обучению и подготовке высококвалифицированных специалистов автомобильных частей Русской императорской армии, а с 1918 года и Красной армии молодой Советской республики.

Учебная автомобильная рота стала прообразом всей будущей системы и организации автомобильных войск Вооруженных Сил Российской Федерации. Именно поэтому этот день приказом Министра обороны Российской Федерации №100 от 24 февраля 2000 года стал профессиональным праздником ветеранов и действующих военнослужащих автомобильных войск России.

Суровые военные годы

В годы Великой Отечественной войны, а позже и в боях против милитаристской Японии на завершающем этапе Второй мировой, военнослужащие автомобильных войск внесли неоценимый вклад в общую победу, приближая её вместе с другими родами войск и тружениками тыла.

Военные автомобилисты перевезли на фронте около 145 миллионов тонн всевозможных грузов. Среди них - горюче-смазочные материалы, боеприпасы всех калибров и взрывчатые вещества, личный состав и различный фураж для фронтов от Баренцева до Чёрного морей. За мужество и героизм десятки тысяч водителей стали кавалерами высоких государственных наград, а 11 из них удостоены звания Героя Советского Союза.

«Дорога жизни»

Одним из символов мужества и героизма фронтовых водителей стала военная автомобильная дорога А-101 и А-102 по льду Ладожского озера, более известная, как «Дорога жизни».  В течении трёх тяжёлых зим именно по ней на грузовиках в осаждённый Ленинград под обстрелами немецкой и финской артиллерии и под налётами авиации доставлялись все необходимые для жизни грузы: продукты, медикаменты, тёплые вещи, а также перевозились солдаты, а обратно на «большую землю» вывозились тяжело больные и раненые жители города и солдаты, женщины, пожилые люди и дети, вывозились культурные и исторические ценности.

Дорога действовала с конца ноября и до конца марта-начала апреля. До самого последнего момента, пока была возможность, водители передвигались по ней, рискуя жизнью, чтобы доставить необходимые городу припасы или вывезти измождённых жителей.

Всего благодаря военным автомобилистам за время действия «Дороги жизни», с 25 ноября 1941 по 27 января 1944 года, по ней было перевезено в обе стороны в общей сложности почти 2,4 миллиона тонн грузов. Только до момента прорыва блокады 18 января 1943 года из города было эвакуировано на автотранспорте в глубь страны более 1,4 миллиона человек.

На другом конце света

Военные автомобилисты занимались снабжением и перевозкой грузов не только на советско-германском фронте. На Дальнем Востоке и в Юго-восточной Азии, когда Красная армия начала войну против японских милитаристов в августе 1945 года, они выполняли те же задачи.

Шофёрам грузовиков и тягачей здесь пришлось столкнуться с изнурительной жарой, песками пустыни Гоби, крутыми перевалами горного хребта Большого Хингана и труднодоступными районами Манчжурии, где организовали себе долговременные огневые позиции японские солдаты. На этом участке фронта военные автомобилисты прошли путь, освобождая территории Южного Сахалина, Китая и Северной Кореи.

Артефакты Музея Победы

Музей Победы чтит память и подвиг военных автомобилистов. Музей собрал коллекцию автомобилей, различных устройств и механизмов стран-участниц Великой Отечественной и Второй мировой войн на уникальной постоянной выставке «Моторы войны».

Основу экспозиции составляют около 30 автомобилей 1930–1940-х СССР, США, Великобритании, Франции, Германии и Италии.

В разделе советской техники одним из уникальных экспонатов является грузовой автомобиль ГАЗ ММ-В. Машина была создана в 1942 году по упрощённой и удешевлённой конструкции, когда большинство деталей заменялись на тонкие листы металла, а крыша вместе с дверями делались из брезента. Именно на таких грузовиках доставлялись жизненно важные грузы в осаждённый Ленинград по «Дороге жизни».

Уникальным экспонатом является макет разработанной в СССР самоходной сухопутной электротанкетки–торпеды ЭТ-1-627, созданной Александром Казариным. Машина дистанционно управлялась из замаскированного танка сопровождения.

Ещё одним уникальным экспонатом из числа отечественной техники является полноприводный отечественный джип ГАЗ-64, созданный летом 1941 года. Это была первая подобного класса машина в наших войсках. Всего было изготовлено 672 единицы, большинство из которых потеряны на фронте. Музейный экземпляр находится на ходу.

В разделе техники стран-союзников СССР по антигитлеровской коалиции примечателен грузовик компании GMC - ССKW-353. Он и его брат-близнец грузовик фирмы Studebaker US6 послужили основой для установки на них системы реактивного залпового огня «Катюша», которая стала именоваться с весны 1943 года БМ-31Н.

#ам_дс

Военный парад на Красной площади в ноябре 1941-го
Военный парад на Красной площади в ноябре 1941-го

7 ноября 1941 года на Красной площади в Москве состоялся военный парад, посвященный 24-й...

07.11.2024

Лента новостей

Освобождение большей части Советского Союза
Освобождение большей части Советского Союза

7 ноября 2024 года исполняется 80 лет со дня освобождения от немецко-нацистских войск и...

07.11.2024

Страницы истории

Окончание Битвы за Заполярье
Окончание Битвы за Заполярье

80 лет назад, 29 октября 1944 года, завершилась Петсамо-Киркенесская стратегическая наступательная операция, ознаменовав победу...

29.10.2024

Страницы истории

Окончание Восточно-Карпатской операции
Окончание Восточно-Карпатской операции

После завершения Львовско-Сандомирской стратегической наступательной операции советские силы оказались в предгорьях Восточных Карпат. Там...

28.10.2024

Страницы истории

Освобождение Белграда
Освобождение Белграда

Осенью 1944 года перед руководством СССР стояла задача создать единый советско-югославский фронт для дальнейшей...

20.10.2024

Страницы истории

День военного связиста
День военного связиста

105 лет назад, 20 октября 1919 года, приказом Революционного военного совета было образовано Управление...

20.10.2024

Страницы истории

Военный парад на Красной площади в ноябре 1941-го
Лента новостей
Военный парад на Красной площади в ноябре 1941-го
07.11.2024
Освобождение большей части Советского Союза
Страницы истории
Освобождение большей части Советского Союза
07.11.2024
Окончание Битвы за Заполярье
Страницы истории
Окончание Битвы за Заполярье
29.10.2024
Окончание Восточно-Карпатской операции
Страницы истории
Окончание Восточно-Карпатской операции
28.10.2024
Освобождение Белграда
Страницы истории
Освобождение Белграда
20.10.2024
День военного связиста
Страницы истории
День военного связиста
20.10.2024
Москва на осадном положении
Страницы истории
Москва на осадном положении
19.10.2024
Учреждение медали «За отвагу»
Страницы истории
Учреждение медали «За отвагу»
17.10.2024
Освобождение Прибалтики
Страницы истории
Освобождение Прибалтики
15.10.2024
Начало Битвы за Москву
Страницы истории
Начало Битвы за Москву
30.09.2024
Начало освобождения Югославии в 1944 году
Лента новостей
Начало освобождения Югославии в 1944 году
28.09.2024
Освобождение Прибалтики
Страницы истории
Освобождение Прибалтики
22.09.2024
Перемирие СССР с Финляндией
Страницы истории
Перемирие СССР с Финляндией
19.09.2024
День рождения советской гвардии
Страницы истории
День рождения советской гвардии
18.09.2024
Окончание боев у реки Халхин-Гол
Страницы истории
Окончание боев у реки Халхин-Гол
15.09.2024
Освобождение Болгарии
Страницы истории
Освобождение Болгарии
08.09.2024
Окончание Второй мировой
Лента новостей
Окончание Второй мировой
03.09.2024
Самый долгий вооруженный конфликт — Вторая мировая
Страницы истории
Самый долгий вооруженный конфликт — Вторая мировая
01.09.2024
Перед началом Второй мировой
Страницы истории
Перед началом Второй мировой
01.09.2024
Первая Звезда Героя Георгия Жукова
Страницы истории
Первая Звезда Героя Георгия Жукова
28.08.2024