Первая Учебная автомобильная рота была создана 29 мая 1910 года в Санкт-Петербурге. Вскоре подразделение стало главным центром по специально-техническому обеспечению войск, а также обучению и подготовке высококвалифицированных специалистов автомобильных частей Русской императорской армии, а с 1918 года и Красной армии молодой Советской республики.
Учебная автомобильная рота стала прообразом всей будущей системы и организации автомобильных войск Вооруженных Сил Российской Федерации. Именно поэтому этот день приказом Министра обороны Российской Федерации №100 от 24 февраля 2000 года стал профессиональным праздником ветеранов и действующих военнослужащих автомобильных войск России.
Суровые военные годы
В годы Великой Отечественной войны, а позже и в боях против милитаристской Японии на завершающем этапе Второй мировой, военнослужащие автомобильных войск внесли неоценимый вклад в общую победу, приближая её вместе с другими родами войск и тружениками тыла.
Военные автомобилисты перевезли на фронте около 145 миллионов тонн всевозможных грузов. Среди них - горюче-смазочные материалы, боеприпасы всех калибров и взрывчатые вещества, личный состав и различный фураж для фронтов от Баренцева до Чёрного морей. За мужество и героизм десятки тысяч водителей стали кавалерами высоких государственных наград, а 11 из них удостоены звания Героя Советского Союза.
«Дорога жизни»
Одним из символов мужества и героизма фронтовых водителей стала военная автомобильная дорога А-101 и А-102 по льду Ладожского озера, более известная, как «Дорога жизни». В течении трёх тяжёлых зим именно по ней на грузовиках в осаждённый Ленинград под обстрелами немецкой и финской артиллерии и под налётами авиации доставлялись все необходимые для жизни грузы: продукты, медикаменты, тёплые вещи, а также перевозились солдаты, а обратно на «большую землю» вывозились тяжело больные и раненые жители города и солдаты, женщины, пожилые люди и дети, вывозились культурные и исторические ценности.
Дорога действовала с конца ноября и до конца марта-начала апреля. До самого последнего момента, пока была возможность, водители передвигались по ней, рискуя жизнью, чтобы доставить необходимые городу припасы или вывезти измождённых жителей.
Всего благодаря военным автомобилистам за время действия «Дороги жизни», с 25 ноября 1941 по 27 января 1944 года, по ней было перевезено в обе стороны в общей сложности почти 2,4 миллиона тонн грузов. Только до момента прорыва блокады 18 января 1943 года из города было эвакуировано на автотранспорте в глубь страны более 1,4 миллиона человек.
На другом конце света
Военные автомобилисты занимались снабжением и перевозкой грузов не только на советско-германском фронте. На Дальнем Востоке и в Юго-восточной Азии, когда Красная армия начала войну против японских милитаристов в августе 1945 года, они выполняли те же задачи.
Шофёрам грузовиков и тягачей здесь пришлось столкнуться с изнурительной жарой, песками пустыни Гоби, крутыми перевалами горного хребта Большого Хингана и труднодоступными районами Манчжурии, где организовали себе долговременные огневые позиции японские солдаты. На этом участке фронта военные автомобилисты прошли путь, освобождая территории Южного Сахалина, Китая и Северной Кореи.
Артефакты Музея Победы
Музей Победы чтит память и подвиг военных автомобилистов. Музей собрал коллекцию автомобилей, различных устройств и механизмов стран-участниц Великой Отечественной и Второй мировой войн на уникальной постоянной выставке «Моторы войны».
Основу экспозиции составляют около 30 автомобилей 1930–1940-х СССР, США, Великобритании, Франции, Германии и Италии.
В разделе советской техники одним из уникальных экспонатов является грузовой автомобиль ГАЗ ММ-В. Машина была создана в 1942 году по упрощённой и удешевлённой конструкции, когда большинство деталей заменялись на тонкие листы металла, а крыша вместе с дверями делались из брезента. Именно на таких грузовиках доставлялись жизненно важные грузы в осаждённый Ленинград по «Дороге жизни».
Уникальным экспонатом является макет разработанной в СССР самоходной сухопутной электротанкетки–торпеды ЭТ-1-627, созданной Александром Казариным. Машина дистанционно управлялась из замаскированного танка сопровождения.
Ещё одним уникальным экспонатом из числа отечественной техники является полноприводный отечественный джип ГАЗ-64, созданный летом 1941 года. Это была первая подобного класса машина в наших войсках. Всего было изготовлено 672 единицы, большинство из которых потеряны на фронте. Музейный экземпляр находится на ходу.
В разделе техники стран-союзников СССР по антигитлеровской коалиции примечателен грузовик компании GMC - ССKW-353. Он и его брат-близнец грузовик фирмы Studebaker US6 послужили основой для установки на них системы реактивного залпового огня «Катюша», которая стала именоваться с весны 1943 года БМ-31Н.
#ам_дс