Среди конструкторов бронетанковой техники широко известны создатели танков Т-34 (Михаил Кошкин), КВ (Жозеф Котин) и ИС (Александр Морозов). Но в истории отечественного танкостроения есть и менее известные, хотя и не менее заслуженные конструкторы, создавшие выдающиеся боевые машины.
Один из них - создатель целого семейства легких танков Т-60, Т-70, Т-80 и гусеничного тягача Т-20 «Комсомолец» Николай Александрович Астров. 28 апреля страна отмечает 114-летие со дня рождения конструктора.
Ощутимые боевые потери советской бронетанковой техники в первые месяцы войны обусловили спешное конструирование более простых в изготовлении танков, которые требовали минимальной затраты времени и ресурсов.
В конце июля 1941 года Конструкторское бюро завода №37 под руководством Николая Астрова буквально за несколько недель спроектировало и изготовило первый опытный образец легкого танка, получившего наименование Т-60.
В конце осени 1941 года этим же коллективом был создан и лёгкий танк Т-70. Эти танки были приняты на вооружение Красной армии в августе и марте 1942 года.
В условиях острой нехватки танков на советско-германском фронте главным достоинством Т-60 и Т-70 была простота конструкции. Она допускала их производство на автомобильных заводах с широким использованием автомобильных узлов и механизмов, что существенно повышало возможность ремонта и технического обслуживания боевых машин в условиях фронта.
В начальный период войны лёгкие советские танки Т-60 и Т-70 широко использовались во всех бронетанковых подразделениях РККА. Так, в отдельных танковых бригадах, формировавшихся в конце лета – начале осени 1941 года, насчитывалось больше половины танков модели Т-60. Боевое крещение танки этого типа получили в сентябре 1941 года в составе 10-й танковой бригады, которая вела оборонительные бои на Украине.
Танки участвовали в обороне Москвы, сражениях за Сталинград, в Курской битве, а также участвовали в снятии блокады Ленинграда.
12 января 1943 года, во время проведения операции по прорыву блокады Ленинграда, которая получила название «Искра», одним из первых танковых соединений, начавших наступление по льду Невы, была 61-я танковая бригада. В её составе находилось 65 единиц Т-60.
18 января танк командира роты 549-го отдельного танкового батальона лейтенанта Дмитрия Осатюка и механика-водителя старшины Ивана Макаренкова вступил в неравный бой с четырьмя немецкими средними танками Pz-III из состава 1-й роты 502-го тяжелого танкового батальона. Маневрируя, танк Осатюка заманил немецкие машины под огонь советской артиллерии. В итоге два вражеских танка оказались подбиты.
Экипажем танка было уничтожено большое количество вражеской пехоты, что позволило освободить Рабочий поселок №5 и прорвать блокаду Ленинграда. За этот бой Осатюк и Макаренков получили звания Героев Советского Союза.
Танки Т-70 активно принимали участие в Прохоровском танковом сражении 12 июля 1943 года. Танки этого типа составляли до 50% участвовавших в бою машин. За свою высокую скорость, маневренные характеристики, а также их большое количество на поле боя немецкие танкисты прозвали их «саранчой».
Позже, когда начали выпускать всё больше средних и тяжёлых танков, лёгкие боевые машины конструкции Николая Астрова использовали в качестве основы для самоходных артиллерийских установок СУ-76, СУ-76М и зенитной СУ-37.
Кроме того, развитие артиллерийского вооружения в 1930-х годах шло по пути усиления огневой мощи орудий, повышения дальности стрельбы, скорострельности и маневренности. Конная тяга к тому времени уже не обеспечивала необходимую подвижность на марше и в бою новых артиллерийских систем. Нашей армии был необходим легкий, быстрый и малогабаритный гусеничный тягач.
Под руководством Николая Александровича такой тягач к концу 1936 года был сконструирован коллективом КБ №37. Он получил название Т-20 «Комсомолец».
В 1937 году начался его серийный выпуск на головном заводе в Москве, на Сталинградском тракторном и Горьковском автомобильном заводах.
Всего с 1937 по 1941 год предприятия изготовили 7780 «Комсомольцев».
Выпуск тягача «Комсомолец» был прекращен в июле 1941 года из-за необходимости наращивания производства легких танков Т-60.
Летом 1941 года на заводе №92 в Горьком по инициативе главного конструктора Василия Грабина на базе оставшихся тягачей Т-20 были созданы 57-мм противотанковые орудия ЗИС-2. Истребитель танков получил наименование «ЗИС-30». В июле установки прошли войсковые испытания и вскоре приняли участие в боевых действиях.
Во второй половине 1943 года Астров стал главным конструктором оборонного завода №40. С 1948 года предприятие стало именоваться Мытищинским машиностроительным заводом.
Коллектив предприятия под руководством Николая Александровича сконструировал первую отечественную легкую самоходную установку для Воздушно-десантных войск – АСУ-57, которая выпускалась с 1950 по 1962 год. Она поступала на вооружение дивизий и полков ВДВ, пока ей на смену не пришла более новая и совершенная АСУ-85, разработанная там же.
На заводе Николай Александрович трудился до 1985 года. Им была создана самоходная установка ЗСУ-23-4 «Шилка», разработана и спроектирована ходовая часть для зенитных ракетных комплексов «Куб», «Бук», «Тор» и «Тунгуска», которые и сегодня стоят на вооружении нашей армии.
В составе экспозиции вооружения, военной техники и инженерных сооружений Музея Победы представлено бронетанковое вооружение стран – участниц Великой Отечественной и Второй мировой войн. В частности, здесь можно увидеть разработанные Николаем Астровым легкие танки Т-60 и Т-70, а на экспозиции музея «Моторы войны» любой желающий может увидеть тягач Т-20 «Комсомолец» в десантном исполнении.
#дс