Эксперты обсудили детский интерес к музеям

Фото РИА "Победа РФ"

На международном фестивале «Интермузей-2019» обсудили вопросы адаптации музейных программ под детские интересы. Инициатором и организатором круглого стола «Музеи детям» выступил Музей Победы.

«Дети должны быть главной целевой аудиторией всех музеев, особенно военно-исторических. Мы направили всё своё внимание и возможности, чтобы привлечь детей уже с дошкольного возраста в Музей Победы», – открыл дискуссию директор Музея Победы Александр Школьник.

 Он добавил, что уже сегодня в музей ежегодно приходят тысячи детей.

«Делать музей интересным для детей и подростков нужно при их непосредственном участии», – утверждает Александр Школьник.

Для этих целей при Музее Победы организован Детский совет. Его участники – активные московские школьники, которые занимаются школьными музеями и изучением истории своих школ. В будущем к этой работе смогут подключиться учащиеся из других регионов, уточнил директор музея.

«Мы сейчас намерены очень тесно взаимодействовать с ребятами, чтобы помогать школьным музеям методически и профессионально», – рассказал он. По его мнению, советы и рекомендации школьников помогут сделать Музей Победы еще интереснее и удобнее для подрастающего поколения.

В свою очередь, советник министра образования города Москвы Игорь Павлов добавил, что департамент образования города уделяет большое внимание развитию музейной педагогики.

«Не случайно именно в День защиты детей Музей Победы проводит панельные представления школьных музеев. Этот опыт, который достоин трансляции во все регионы Российской Федерации», – пояснил Павлов.

Он подчеркнул, что музеи служат не только сохранению памяти, но так же играют большую роль для будущего. По его выражению, музеи – это «память вперед».

В рамках круглого стола представители московских музеев рассказали о методах привлечения детей разных возрастов. В целом, все участники особо выделили необходимость адаптировать классические экскурсионные программы под детскую аудиторию. Во многих музеях их усовершенствовали, сделали интерактивными, монолог экскурсовода уступил место диалогу с молодой аудиторией.

Так, заведующая экскурсионным отделом Музея Победы Елена Наумова представила вниманию участников программу «По следам фронтовой собаки», в рамках которой юные гости узнают историю Великой Отечественной войны через историю фронтовых собак. По ее мнению, важно, чтобы ребята не просто слушали экскурсовода, а принимали активное участие в поиске исторических фактов.

Кроме того, в музее проводят мастер-классы по оружию, где подрастающее поколение своими глазами может увидеть, как модернизировалось советское и немецкое оружие за годы войны, подержать его в руках и самостоятельно сравнить. Елена Наумова особо отметила, что программа устроена таким образом, что заинтересует и мальчиков, и девочек.

Помимо прочего особой популярностью пользуется услуга «День Рождения в музее». В главном историческом музее страны она представлена в виде двух квестов для разных возрастных категорий.

Главным событием лета станет открытие 3 июня первой смены клуба «Лето Побед». За прошлое лето клуб посетило около 3000 детей, в этом году так же ожидается большой поток желающих.

«В клубе «Лето Побед» ребята знакомятся с историей Великой Отечественной войны, проходят квесты, учатся поддержке друг друга, творчеству, работе в команде» – поделилась представитель Музея Победы.

Музейные работники согласились, что молодому поколению особенно интересны современные технологии. По этой причине во многих столичных музеях уже представлены различные мультимедийные форматы. Так, в Музее современной истории России работает робот-экскурсовод Клиоша, а в Музее Победы проекция советского солдата рассказывает о пережитом в бою. В нескольких музеях представлены интерактивные экспонаты, и панели, такими нововведениями похвастались Государственный Дарвиновский музей и Музей Победы.

Научный сотрудник отдела научной популяризации искусства Московского музея современного искусства Евгения Кокорина предложила стараться максимально избегать классических музейных запретов. Для детей особенно сложно не трогать, не бегать, не разговаривать долгое время. Такие ограничения приводят, по ее мнению, к быстрой потере интереса.

«Необходимо минимизировать неудобства для ребенка, создать пространство для диалога», – подчеркнула Кокорина. Кроме того, она посоветовала музеям давать ребятам как можно больше материалов с собой, так они лучше запомнят свои впечатления от увиденного.

В целом, участники круглого стола согласились, что для привлечения юных гостей нужно продолжать работу по интегрированию современных технологий, внедрению новых интерактивных и познавательных программ. Так же важно придумывать развивающие мастер-классы, привлекать и удерживать внимание детей через вовлечение их в экскурсионный процесс и музейное дело.

Международный фестиваль «Интермузей-2019» открылся в московском Манеже 30 мая. Он собрал на одной площадке представителей свыше 400 музеев. География фестиваля охватывает многие регионы России, а также страны ближнего и дальнего зарубежья. Тема «Интермузея» в этом году – «Диалог профессионалов».

#аш