Первый Герой России

27 лет назад, 20 марта 1992 года, в нашей стране было установлено звание Героя Российской Федерации и учреждён знак особого отличия — медаль «Золотая Звезда». Эти высшее звание и награда присваиваются за заслуги перед государством и народом в современной России.

Первым кавалером, удостоившимся этой награды и высокого звания стал начальник Липецкого центра боевой подготовки и переучивания лётного состава, военный летчик 1-го класса, генерал-майор авиации Суламбек Осканов. Он был награжден посмертно.

Вечером 7 февраля 1992 года генерал-майор Осканов на сверхзвуковом лёгком фронтовом истребителе 4-го поколения МиГ-29 выполнял плановый полет. Он проходил в сложных метеоусловиях, недалеко от посёлка Хворостянка Добринского района Липецкой области. На 30-й минуте полёта у самолёта отказали некоторые узлы управления и истребитель перестал слушаться рулей. Набирая скорость машина пошла вниз. Пытаясь вернуть управление самолетом, Суламбек Осканов перевел его в режим скольжения. В этих условиях ему удалось с огромными перегрузками увести почти неуправляемый истребитель в сторону от населённого пункта на который он летел, но времени для катапультирования уже не осталось.

За мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга, генерал-майору авиации Суламбеку Осканову Указом Президента Российской Федерации от 11 апреля 1992 года посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.

Бюст заслуженного лётчика занимает почётное место в составе экспозиции «Традициям подвига верны» Музея Победы. Он был передан в дар музею президентом Республики Ингушетия Героем Российской Федерации Юнус-Бек Евкуровым 6 декабря 2013 года.

В составе экспозиции под открытым небом, посвящённой войнам и локальным конфликтам 50-х – 80-х годов ХХ века, где представлено вооружение и военная техника СССР, экспонируется легкий фронтовой истребитель 4-го поколения МиГ-29. На таком самолете генерал-майор Осканов совершил свой подвиг.

Самолёт с заводским номером № 1616 и бортовым № 26(синий), в конце 1986 года после выполнения 98 полетов был отправлен на Московский машиностроительный завод им. А.Н. Микояна для доработок и проведения комплекса испытаний по определению характеристик устойчивости и управляемости с подвесными топливными баками и модернизированной системой управления. Всего на «музейном» МиГ-29 было выполнено 488 вылетов. Завод передал истребитель в дар Музею Победы в 1994 году.

#ам