В обывательском представлении разведывательная авиация уступает в опасности боевых вылетов истребительной, бомбардировочной, штурмовой. Но на деле полеты на разведку зачастую были гораздо опаснее других. Дело в том, что летчик-истребитель может закладывать крутые виражи, маневрировать, избегая опасности. Тем временем самолет-разведчик должен идти на заданной высоте, выдерживая необходимые курс и скорость. Иначе не получить высококачественных аэрофотоснимков. А делать эту сложную работу приходилось над объектами, которые противник защищал средствами ПВО. Так что иной раз Героем Советского Союза люди становились за серию фотоснимков, получение которых требовало высокого мужества и мастерства. Знакомьтесь с одним из таких героев — Михаилом Вербицким.
Он родился в 1917 году в Московской области в семье железнодорожника. С детства увлекался авиацией, освоил парашютное дело в аэроклубе, с готовностью откликнулся на комсомольский призыв учиться на летчика. С 1937 года, после окончания Ейского военно-морского авиационного училища, служил в бомбардировочной авиации Балтийского флота. Боевое крещение получил еще в советско-финляндскую, совершив 37 боевых вылетов.
С началом Великой Отечественной войны летчик несколько раз сменил свою специализацию. Сначала сражался с врагом в качестве бомбардировщика в небе Прибалтики. С весны 1942 года служил в пикирующей авиации на Волховском фронте. Осенью 1942 года полк Михаила Вербицкого был переформирован, и, чтобы остаться в Заполярье, летчик перешел во вновь создаваемую 28-ю отдельную разведывательную эскадрилью авиации Северного флота.
Разведку вели все полки морской авиации, но в отдельной разведывательной эскадрилье собрали лучших пилотов, которым поручали наиболее сложные задачи. К примеру, большую сложность представляло вскрытие обстановки в Альтен-фиорде, где противник укрывал крупные надводные силы. Этот район был надежно прикрыт средствами противовоздушной обороны.
27 декабря 1942 года старший лейтенант Михаил Вербицкий со штурманом П. И. Селезневым на самолете Пе-3 первым из летчиков-североморцев прорвался к Альтен-фиорду и провел его воздушную разведку. Сведения о том, что там находится линейный корабль «Тирпиц», два крейсера и несколько эсминцев, имели существенное значение для командования Северного флота.
На протяжении января — марта 1943 года Михаил Вербицкий регулярно совершал результативные разведывательные полеты над фиордами Северной Норвегии, добывая в них ценные аэрофотоснимки. На основании разведывательных сведений, полученных Вербицким, авиация Северного флота успешно бомбила и штурмовала позиции и конвои противника. К началу декабря 1943 года он имел на своем счету уже 267 боевых вылетов. 15 января 1944 года отважный летчик возглавил эскадрилью 118-го разведывательного полка. 29 января 1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Очередной, 273-й боевой вылет Михаила Вербицкого оказался для него последним. Самолет «Бостон», отправившийся на разведку противника в небо Северной Норвегии, не вернулся на аэродром. Обстоятельства гибели экипажа героя до сих пор неизвестны.
Достоверно известно другое. Приказом народного комиссара обороны СССР № 170 от 8 октября 1943 года устанавливался порядок награждения для летного состава. За боевые вылеты на разведку представлялись:
– к первой награде каждое лицо, входящее в состав экипажа, за пять успешных боевых вылетов на дальнюю разведку и 10 — на ближнюю;
– к последующим наградам каждое лицо, входящее в состав экипажа, за последующие 10 успешных боевых вылетов на дальнюю разведку и 15 — на ближнюю;
– к званию Героя Советского Союза каждое лицо, входящее в состав экипажа, за последующие 75 успешных боевых вылетов на дальнюю разведку и 100 — на ближнюю.
Автор: военный историк доктор исторических наук Владимир Прямицын
#ак



