Часто в книгах или телепередачах о Великой Отечественной войне можно услышать распространенную фразу о том, что «был развеян миф о непобедимости немецкой армии». Действительно, к моменту нападения Германии на СССР ее армия уже продолжительное время вела победоносную кампанию в Европе, покоряя страны одну за другой.
По результатам воздушных боев в европейском небе сформировался особый ореол непобедимости и вокруг немецких асов. Наверняка человек, который в 1939 году только поступил учиться на военного летчика, должен был испытывать пиетет перед наиболее опытными пилотами люфтваффе. Впрочем, находились среди молодых советских летчиков и такие, которые не признавали авторитетов, предпочитая перепроверять регалии соперника в бою.
Николай Андреевич Бокий родился в 1918 году в окрестностях Ростова-на-Дону. После окончания школы он работал слесарем-сантехником, но в 1939 году связал свою жизнь с небом – поступил в Ейское военно-морское авиационное училище. Начало войны не позволило завершить обучение. Николай досрочно оказался в рядах боевых летчиков, причем в эскадрилье легендарного истребителя Героя Советского Союза Бориса Сафонова.
Уже 4 января 1942 года младший лейтенант Николай Бокий открыл свой боевой счет. В воздушном бою над рекой Западная Лица он сбил Мессершмитт-109. 18 июля 1942 года, отражая налет противника на Мурманск, он уничтожил Юнкерс-88. Это был прекрасный результат для молодого летчика.
Побеждать немецких летчиков, действовавших в небе Советского Заполярья, Николаю помогала смелость и принципиальность. Он бесстрашно принимал бой, даже если силы противника превосходили. 12 апреля 1942 года выполняя задание в составе восьмерки «Харикейнов» над Мурманском, североморцы встретили большую группу вражеских самолетов. В том бою Николай Бокий был ранен в лицо, а его истребитель получил тяжелые повреждения. Несмотря на это летчик сумел посадить самолет на аэродром.
Командование, безусловно, отмечало его успехи. Но по-настоящему все были удивлены мастерством истребителя 19 апреля 1943 года. В этот день Николай Бокий в воздушном бою сбил немецкого аса Рудольфа Мюллера, гордившегося 94 личными победами. 7 мая 1943 года элитарное подразделение люфтваффе «Айсмеер» понесло очередную потерю от Николая Бокого. Советский летчик сбил второго аса – Альфреда Бруннера, записавшего ранее на свой счет 53 победы.
Впрочем, и Николаю доставалось от лучших пилотов люфтваффе. 13 мая 1943 года в воздушном бою над морем он был ранен в ногу. Летчик покинул горящий самолет и с парашютом приводнился неподалеку от остова Кильдин. Он был подобран с воды советским тральщиком Т-48, и очень скоро вернулся в строй.
В мае 1943 года Военный Совет Северного флота представил младшего лейтенанта Николая Андреевича Бокого к званию Героя Советского Союза. В наградных документах сообщалось, что он совершил 385 боевых вылетов, проведя в огненном небе Советского Заполярья 410 часов и 12 минут. Причем 15 вылетов были совершены ночью. Летчик провел 30 воздушных боев, в которых сбил девять самолётов лично и один в группе.
До конца войны Бокий совершил еще не один десяток вылетов, провел множество боев и увеличил свой счет до 14 сбитых самолетов противника. Заполярные летчики и раньше били немецких асов, но в случае с Николаем Боким это дважды сделал молодой пилот в звании младшего лейтенанта, впервые севший за штурвал только в 1939 году, и не успевший из-за начала войны пройти полный курс обучения.
Мастерство парня, которому на момент присвоения звания Героя было всего 25 лет, отметили даже союзники. Среди наград отважного летчика есть английская медаль «За летные боевые заслуги».
Автор: военный историк доктор исторических наук Владимир Прямицын
#ак



