Часто, читая биографии участников Великой Отечественной войны, можно увидеть фразу о том, что человек прошел дорогами войны от Москвы до Праги или от Севастополя до Вены. Безусловно, наиболее символично и почетно, если военные дороги привели солдата, офицера или генерала в Берлин. Диву даешься, порой, узнавая о судьбах отдельных людей. Случалось, что за неполные четыре года войны им приходилось сражаться на разных фронтах. С этой точки зрения примечательна военная судьба Героя Советского Союза Василия Ивановича Щелкунова.
Конечно же, указанная широта географии была в меньшей степени свойственна пехотинцам, артиллеристам и танкистам. Она сражались, как правило, в составе армий, с которыми начали войну. Их формирования могли передаваться в соседние объединения, оставаясь при этом в тех же географических рамках. Бывало, конечно, что люди получали ранения и после долгого лечения возвращались на фронт, но уже в других армиях. То же и у моряков, которые начинали и завершали войну на своих морских театрах. Другое дело – летчики. Особенно Авиация Дальнего Действия, чьи полки перебрасывались с одного участка фронта на другой. Вот там то и служил Василий Щелкунов.
Наш герой встретил войну майором в должности помощника командира 200-го дальнебомбардировочного авиационного полка. После первого удачного опыта бомбардировки Берлина, полученного морскими летчиками-балтийцами под командованием Е.Н. Преображенского, было принято решение повторить налет силами дальних бомбардировщиков. В августе 1941 года десять самолетов под командованием Василия Щелкунова четыре раза успешно бомбили немецкую столицу. За это 16 сентября отважному летчику было присвоено звание Героя Советского Союза.
Командование решило использовать опыт бомбардировщика для подготовки летных кадров. В.И. Щелкунова назначили заместителем начальника 1-й Высшей школы штурманов и летчиков, которая была эвакуирована из Рязани в Узбекистан. Но Василий Щелкунов настойчиво просил вернуть его на фронт. Летом 1943 года он снова оказался в гуще воздушных боев. В качестве заместителя командира 48-й авиационной дивизии Авиации Дальнего Действия он громил противника в районе Духовщины, Смоленска, Мги и Тосно.
Василий Щелкунов отлично проявил себя и как летчик, и как авиационный командир. Поэтому в ноябре 1943 года ему доверили руководство оперативной группой, составленной из лучших экипажей Авиации Дальнего Действия, которой предстояло выполнить сложную задачу в Советском Заполярье. Перелетев на заполярные аэродромы, летчики под командованием Героя Советского Союза стали совершать полеты на бомбардировку немецких позиций в Северной Норвегии. Всего группа совершила 486 самолето-вылетов, сбросив на врага 523 тонны бомб.
Летом 1944 года отважного летчика ждало новое ответственное задание. Группа из 10 транспортников и 12 истребителей под его командованием совершила перелет по маршруту Баку, Тегеран, Багдад, Мальта, Южная Италия. Отсюда особая группа Авиации Дальнего Действия оказывала содействие партизанскому движению Югославии: доставляла боеприпасы, вывозила раненых… Василий Щелкунов лично совершил 28 вылетов, в каждом их которых подстерегала опасность. В сентябре 1944 года группа под командованием Щелкунова доставила в СССР для переговоров высших руководителей Югославии.
Победную весну 1945 года Василий Щелкунов встретил в качестве командира 14-й гвардейской бомбардировочной авиадивизии, принимавшей участие в штурме Берлина. Начав войну с полетов на Берлин, летчик служил в Узбекистане, воевал в районе Ленинграда, летал в Заполярье, перелетал через Ближний Восток и Средиземноморье в Италию, откуда обеспечивал сообщение с территорией Югославии, а напоследок, снова бомбил Берлин. Выходит, что его боевой путь в годы Великой Отечественной войны прошел от Берлина до Берлина.
На этом можно было бы поставить точку в необычной биографии заслуженного человека. Но нельзя не упомянуть еще одного факта из его жизни. В 1954 году летчик участвовал в высокоширотной воздушной экспедиции, летая в районе Северного полюса.
Автор: военный историк доктор исторических наук Владимир Прямицын
#ак



