120 лет назад, 5 августа (по старому стилю — 23 июля) 1905 года, родился выдающийся авиационный конструктор XX века Артем Иванович Микоян, ставший одним из основателей советской реактивной авиации.
На свет он появился в горном селении Санаин Борчалинского уезда Тифлисской губернии (ныне в черте города Алаверди Республики Армения) в простой рабочей армянской семье. При рождении он получил имя Анушван Ованесович Микоян, которое позднее трансформировалось в Артема Ивановича Микояна. Именно под ним он и вошел в историю отечественного самолетостроения.
По своему рождению приходится младшим братом известного советского деятеля, члена партии большевиков Анастаса Ивановича Микояна. Однако, несмотря на это родство, многого в жизни ему пришлось добиваться собственными силами.
Первоначальное образование получил в сельской школе в Санаине. Затем обучался в Тифлисе (ныне город Тбилиси) и в школе фабрично-заводского ученичества в городе Ростове-на-Дону. Трудился токарем на различных предприятиях. В 1928–1930 годах проходил срочную службу в Красной Армии. После демобилизации работал секретарем партийной организации на московском заводе «Компрессор».
В 1931 году в числе лучших партийных работников был направлен на учебу на инженерный факультет Военно-воздушной академии имени профессора Н. Е. Жуковского. После ее окончания был назначен военным представителем на авиационный завод № 1. Здесь по долгу своей работы стал тесно взаимодействовать с известным советским авиаконструктором Н. Н. Поликарповым, принимая участие в доводке и внедрении в производство его самолетов.
Зарекомендовав себя в качестве хорошего специалиста и грамотного инженера, Артем Иванович в декабре 1939 года был назначен начальником вновь созданного при заводе особого конструкторского отдела. Его заместителем стал другой известный отечественный авиаконструктор Михаил Иосифович Гуревич. В таком тандеме они в последующем создадут целый ряд передовых для своего времени боевых самолетов.
В 1940 году А. И. Микоян стал главным конструктором авиазавода № 1, а с 1942 года возглавил образованное Опытно-конструкторское бюро, которым руководил до своей смерти.
Одной из первых машин, созданных при непосредственном участии А. И. Микояна, стал истребитель МиГ-1, совершивший свой первый полет в 1940 году. Чуть позже он был модернизирован и под обозначением МиГ-3 был принят на вооружение Военно-воздушных сил Красной Армии. В начальный период Великой Отечественной войны он стал одним из самых скоростных советских боевых самолетов, на котором наши летчики сражались с врагом.
В наибольшей степени способности Артема Ивановича раскрылись в эпоху реактивной авиации. В послевоенные десятилетия под его руководством было сконструировано большое количество различных самолетов. Наиболее известными из них стали такие легендарные машины, как МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25 и их модификации. Их производство составляло десятки тысяч экземпляров. При этом они состояли на вооружении не только советских ВВС, но и многих зарубежных стран. На ряде из них было поставлено несколько мировых рекордов. В дополнение к самолетам А. И. Микоян занимался проектированием различных крылатых ракет.
За огромные заслуги в развитии отечественного самолетостроения и значительные успехи, достигнутые на этом направлении, был награжден целым рядом государственных наград. Дважды (в 1956 и 1957 годах) ему присваивалось звание Героя Социалистического Труда. Он стал лауреатом нескольких государственных премий.
Доктор технических наук. Академик Академии наук СССР. Неоднократно являлся депутатом Верховного Совета СССР.
Скончался 9 декабря 1970 года. Похоронен в Москве.
В настоящее время Артему Ивановичу Микояну установлено несколько памятников и мемориальных досок. Его именем назван ряд улиц в различных городах нашей страны, включая Москву.
Автор: Советник РАРАН к.и.н. С.А. Тарасов
#ак



