130 лет назад 22 июля (по старому стилю – 10 июля) 1895 года родился один из выдающихся отечественных конструкторов авиационной техники Павел Осипович Сухой, вошедший в историю как один из основателей советской реактивной авиации.
Родом он был из семьи учителя народной школы, которая проживала на территории современной Беларуси. Получив хорошее базовое образование, смог в 1915 году поступить в Императорское Московское техническое училище. В 1916 году был призван в армию и принял участие в Первой мировой войне (1914–1918 гг.). В начале 1920-х годов продолжил своё образование. В это же время судьба свела его с другим выдающимся отечественным авиаконструктором Андреем Николаевичем Туполевым, под руководством которого он и стал работать.
В течение 1920-1930-х годов при непосредственном участии Павла Осиповича в нашей стране было создано несколько типов боевых самолётов наиболее известными из которых стали И-4, И-14, АНТ-25, АНТ-37бис. Накануне нацистской агрессии против СССР им был сконструирован ближний бомбардировщик Су-2, который был принят на вооружение Военно-воздушных сил Красной армии и применялся в первые годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.).
В 1940-х годах П.О. Сухой возглавлял ряд исследовательских коллективов, одновременно являясь директором различных авиационных заводов.
В наибольшей степени его талант раскрылся при переходе мировой и отечественной авиации к эпохи реактивных самолётов. В 1953 году он стал руководителем конструкторского бюро, приступившего к проектированию сверхзвуковых истребителей разной компоновки – со стреловидным и треугольным крылом. Итогом этой деятельности стало создание целого ряда экспериментальных и серийных машин, наиболее известными из которых стали Су-7 со скоростью полёта превышающей скорость звука в два раза, Су-9, Су-11, Су-15, Су-17 и их различные модификации. Отдельно следует отметить фронтовой бомбардировщик Су-24 и штурмовик Су-25, которые применяются вплоть до настоящего времени. При нём же началась разработка высокоманёвренного истребителя Су-27.
На ряде самолётов, созданных при его участии, было поставлено несколько мировых рекордов по скорости и высоте полёта.
Всего, по данным, встречающимся в научной литературе, под руководством П.О. Сухого было создано более 50 образцов различной авиационной техники.
В 1950-1970-е годы Павел Осипович являлся депутатом Верховного Совета СССР. За достигнутые успехи и большой вклад в развитие советской авиации был награждён целым рядом государственных наград, включая дважды звание Героя Социалистического Труда. Ему было присуждено несколько государственных премий.
Скончался Павел Осипович Сухой 15 сентября 1975 г. в г. Москве.
В настоящее время его имя носит опытно-конструкторское бюро, специализирующееся на разработке авиационной техники. В Российской Федерации и Республики Беларусь ему поставлен ряд памятников и в его честь названо несколько улиц в разных городах. Почётное имя П.О. Сухого носит Гомельский государственный технический университет.
Автор: Советник РАРАН к.и.н. С.А. Тарасов
#ак



