Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации



Людмила Доброва: «Творчество мужа отвергали»

681

Людмила Доброва: «Творчество мужа отвергали» Фото: РИА «Победа РФ»

Вдова народного художника России Геннадия Доброва — Людмила Доброва — передала в дар Музею Победы его известную картину «Бред преследования». В интервью РИА «Победа РФ» она рассказала о творческом становлении Геннадия Доброва, о его работе в милиции и психиатрических больницах, смене фамилии и о сохранении наследия художника после его смерти. 

— Людмила Васильевна, вы передали в Музей Победы картину с очень глубоким смыслом. На картине изображена сцена в больнице в момент раскрытия тайны героя — в годы Великой Отечественной войны он был полицаем, а после войны прятался от людей и сошел с ума. Расскажите о том, как Геннадий Добров работал над этим большим полотном?

Он придумал сюжет о больной совести человека. Приступил к работе над картиной в 1982 году. Очень долго над ней работал, что-то переделывал постоянно. Он писал эту картину как дневник, не забывал о ней никогда. Все придумано им. Главный герой — предатель, который всю войну работал с немцами. Много было таких людей, на Украине особенно. На картине персонажи изображены в растерянности. Стоит ли вообще его лечить… И только милосердная бабушка-санитарка, несмотря ни на что, омывает ноги предателю. Я боялась, что Музей Победы не возьмет эту картину, потому что она идет вразрез с темой Победы. Но тема милосердия всегда была для моего мужа очень важна. Он всегда любил людей.

— Геннадия Доброва, прежде всего, знают по циклу графических портретов инвалидов Великой Отечественной войны «Автографы войны». Как в конце 70-х — начале 80-х в Советском Союзе приняли эти работы?

Сначала говорили: да, мастерство. В выставочные каталоги помещали, а потом мы приходим на выставку — картин нет. Слишком они выделялись на общем фоне. Победили — значит, все должно быть победное, позитивное. А Гене важно было показать этих оставшихся в живых, но покалеченных войной людей. В Московском союзе художников он был в секции графиков, но потом перешел в секцию живописи. Написал картину «Прощальный взгляд» — о пьянстве. Картину тоже не принимали. А он считал, что это бич страны. Напротив его мастерской в Столешниковом переулке находился магазин вина. Там такие очереди были! Советское искусство развивалось в традициях положительного героя. Положительный герой на войне, положительный герой на целине… И вдруг — отрицательный герой. Вот это было многим непонятно.

— Как Геннадий Добров стал художником?

Он не выбирал себе профессию, у него отец был художником. Гена родился в 1937 году, а в 1939-м отца забрали в армию. Он воевал в Советско-финляндской войне, в Великой Отечественной, а после его еще перебросили на Дальний Восток. В общем, с отцом они уже встретились в 1947 году. Отец очень хорошо рисовал, был председателем Союза художников в Омске. Он стал учить его рисовать. Послевоенная жизнь особенно ощущалась в российской глубинке. Гена хорошо запомнил инвалидов, которые милостыню просили, спивались. После войны за всем приходилось стоять в очередях. Он то за керосином в очереди стоял, то за хлебом — и все это рисовал. А вечером отец приходил с работы и показывал его ошибки. В общем, отец к труду его приучил. У Гены всегда был с собой альбомчик, в котором он делал зарисовки. Потом послали его работы в Московскую среднюю художественную школу. В школе не поверили, что это нарисовал 13-летний мальчик. Гена поехал в Москву на экзамены и поступил в эту художественную школу. После он легко поступил в Суриковский институт (Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова. — Прим. ред.). Правда, из-за конфликта с известным преподавателем института не получил диплом. Поэтому, чтобы оформить московскую прописку, устроился в милицию и прослужил там четыре года. Получил огромный опыт, много всего насмотрелся. Потом все-таки получил диплом Суриковского института. В поисках художественных сюжетов устраивался на работу санитаром в больницы, в психиатрические больницы, ездил в Афганистан. Ему было важно все время наблюдать за разными людьми, запечатлевать детали.

— После смерти мужа вы стали главным хранителем его творчества. Расскажите, пожалуйста, как вы познакомились? 

Я к тому моменту окончила Горьковский университет (сейчас Нижегородский государственный университет. — Прим. ред.), физический факультет. Работала в Бронницах. Как-то приехала в Москву и зашла в гости к одной знакомой художнице. В это время и Гена к ней пришел. Он не помнил нашей первой встречи, а я запомнила, потому что, когда его увидела, про себя подумала: «Ну надо же, какие люди бывают!» Он настолько искренний был, как ребенок.

— Соответствовал своей фамилии?

Фамилия у него на самом деле была другая — Гладунов. Когда Гена учился в Суриковском институте, у него был любимый учитель, который его поддержал, которого он любил всю жизнь, — Матвей Алексеевич Добров. После того как у родителей мужа начались личные неприятности, они развелись, Гена в 1971 году, уже спустя 13 лет после смерти Матвея Алексеевича, взял фамилию своего учителя с разрешения его дочери.

— Сколько лет вы прожили вместе? 

Мы познакомились в 1973 году. В браке состояли 37 лет. В 2011 году Гены не стало, ему было 73 года. Вот такая у нас мистика в цифрах.

— Людмила Васильевна, как вы сохраняете память о Геннадии Доброве? 

Примерно с 1982 года я начала вести подробные дневники. Вот это меня сейчас и держит. С помощью них я телепортируюсь в прошлое. Скоро будет издана моя книга «Жил-был художник на Таганке», посвященная Гене, написанная по моим дневникам.

— За несколько лет до смерти Геннадий Добров полностью ослеп. Как вы пережили это время?

Он всегда видел прекрасно, хвастался, что видит на Луне горы. Но сказалась вот эта жизнь нервная. Он пережил периоды, когда его творчество отвергали. Пять раз ездил в Афганистан. (В результате поездок художник создал цикл работ «Молитва о мире». — Прим. ред.) Это было страшное время. Он привык к деятельности. Наша мастерская находилась в старинном особняке на Таганке. Мы там даже жили, хоть у нас и квартира была. Гена очень переживал, что не может ходить самостоятельно, мучился бессонницей. Тогда мы приняли решение купить диктофон. По ночам, когда он не мог заснуть, он наговаривал на диктофон свои воспоминания. Втянулся, подробно рассказал всю свою жизнь. Я все это записала с диктофона и сохранила. В 2016 году была издана книга-двухтомник «Ночные летописи Геннадия Доброва».

#мп

Варвара Ерохина: «Планируем добавить новые истории – бесценные свидетельства о подвигах»
Варвара Ерохина: «Планируем добавить новые истории – бесценные свидетельства о подвигах»

Руководитель Всенародного исторического проекта Музея Победы «Лица Победы», правнучка Маршала Советского Союза Георгия Константиновича...

04.12.2025

Точка зрения

Ильнур Абдуллин: «Работа в Музее Победы – это возможность глубже узнать историю страны»
Ильнур Абдуллин: «Работа в Музее Победы – это возможность глубже узнать историю страны»

Участник проекта Музея Победы «Дети — детям», в рамках которого экскурсии для школьников проводят...

01.12.2025

Точка зрения

Максим Зарубин: «Донорский опыт должен быть у каждого»    
Максим Зарубин: «Донорский опыт должен быть у каждого»    

Участник торжественной церемонии награждения победителей и лауреатов конкурса «Донорство крови. Связь поколений» Всероссийской акции...

01.12.2025

Точка зрения

Наталия Засковец: «Участники СВО – герои нашего времени»
Наталия Засковец: «Участники СВО – герои нашего времени»

Главный хранитель Музея Победы Наталия Засковец в интервью РИА «Победа РФ» рассказала о том,...

28.11.2025

Точка зрения

Наталья Овчарова: «Каждый человек заслуживает, чтобы его помнили»    
Наталья Овчарова: «Каждый человек заслуживает, чтобы его помнили»    

Директор Красногорского филиала Музея Победы Наталья Овчарова в интервью РИА «Победа РФ» рассказала о создании Центра...

27.11.2025

Точка зрения

Мария Гуменюк: «Новогоднее приключение становится уроком истории»
Мария Гуменюк: «Новогоднее приключение становится уроком истории»

Руководитель проекта «Елка Победы» Мария Гуменюк в интервью РИА «Победа РФ» рассказала о новшествах...

26.11.2025

Точка зрения

Варвара Ерохина: «Планируем добавить новые истории – бесценные свидетельства о подвигах»
Точка зрения
Варвара Ерохина: «Планируем добавить новые истории – бесценные свидетельства о подвигах»
04.12.2025
Ильнур Абдуллин: «Работа в Музее Победы – это возможность глубже узнать историю страны»
Точка зрения
Ильнур Абдуллин: «Работа в Музее Победы – это возможность глубже узнать историю страны»
01.12.2025
Максим Зарубин: «Донорский опыт должен быть у каждого»    
Точка зрения
Максим Зарубин: «Донорский опыт должен быть у каждого»    
01.12.2025
Наталия Засковец: «Участники СВО – герои нашего времени»
Точка зрения
Наталия Засковец: «Участники СВО – герои нашего времени»
28.11.2025
Наталья Овчарова: «Каждый человек заслуживает, чтобы его помнили»    
Точка зрения
Наталья Овчарова: «Каждый человек заслуживает, чтобы его помнили»    
27.11.2025
Мария Гуменюк: «Новогоднее приключение становится уроком истории»
Точка зрения
Мария Гуменюк: «Новогоднее приключение становится уроком истории»
26.11.2025
Иван Колегаев: «Наш проект – это вклад в сохранение памяти»
Точка зрения
Иван Колегаев: «Наш проект – это вклад в сохранение памяти»
25.11.2025
Светлана Юрченко: «Вдохновляемся работой коллег»
Точка зрения
Светлана Юрченко: «Вдохновляемся работой коллег»
24.11.2025
Ирина Кулешова: «Отмечаем повышенный интерес к истории нашей страны»
Точка зрения
Ирина Кулешова: «Отмечаем повышенный интерес к истории нашей страны»
24.11.2025
Максим Шоломов: «Сколько у нас героев!»
Точка зрения
Максим Шоломов: «Сколько у нас героев!»
21.11.2025
Антон Рубшев: «Формируем правдивое представление об исторических событиях»
Точка зрения
Антон Рубшев: «Формируем правдивое представление об исторических событиях»
21.11.2025
Марина Максимчук: «Территория Победы» стремится к тому, чтобы сохранить историческую правду»
Точка зрения
Марина Максимчук: «Территория Победы» стремится к тому, чтобы сохранить историческую правду»
20.11.2025
Екатерина Манюк: «Наша задача — выстраивание единого патриотического пространства»
Точка зрения
Екатерина Манюк: «Наша задача — выстраивание единого патриотического пространства»
19.11.2025
Лара Помыканова: «Акцент на современное российское кино»
Точка зрения
Лара Помыканова: «Акцент на современное российское кино»
18.11.2025
Гульзада Руденко: «Наша работа помогает формировать живое эмоциональное восприятие подвига предков»
Точка зрения
Гульзада Руденко: «Наша работа помогает формировать живое эмоциональное восприятие подвига предков»
17.11.2025
Варвара Ерохина: «Сохраним истории семей в истории Великой Победы вместе!»
Лица Победы
Варвара Ерохина: «Сохраним истории семей в истории Великой Победы вместе!»
12.11.2025
Ольга Морякова: «Каждая карточка военнопленного — это личность»
Точка зрения
Ольга Морякова: «Каждая карточка военнопленного — это личность»
10.11.2025
Людмила Болилая: «Нам нужно в детях воспитывать патриотизм»
Точка зрения
Людмила Болилая: «Нам нужно в детях воспитывать патриотизм»
07.11.2025
Варвара Ерохина: «Выставка «С парада — на фронт» показывает мощь советского народа»
Точка зрения
Варвара Ерохина: «Выставка «С парада — на фронт» показывает мощь советского народа»
06.11.2025
Марат Кутанов: «30 лет мы несем правду»
Точка зрения
Марат Кутанов: «30 лет мы несем правду»
30.10.2025