В Музее Победы в рамках конференции в честь 125-летия со дня рождения дважды Героя Советского Союза Маршала Советского Союза Василия Ивановича Чуйкова прошла выставка художника Сергея Марченко «Уголь Донбасса. Герои СВО — наследники «Генерала-штурм». В экспозиции представлены 40 портретов героев специальной военной операции и их родных: волонтеры, добровольцы, медики, бойцы. Все работы нарисованы углем на крафтовой бумаге. Это символично связано с темой ДНР и Донбасса (крупного месторождения угля). Многих героев уже нет в живых.
В интервью РИА «Победа РФ» художник Сергей Марченко рассказал о том, как появился замысел серии портретов и как на экспозицию реагируют посетители.
— Музей Победы в Москве — знаковое место, многие посетители называют его «сакральным». Какие у вас ощущения в связи с презентацией своих работ именно здесь?
Вы не представляете даже, насколько они высокие, эти ощущения, — на уровне полета — по поводу проведения выставки именно в Музее Победы в Москве. Дело в том, что этот проект, первые восемь портретов были представлены как раз на этой же площадке ровно два года назад, рядом с залом «Жуков». Я здесь такую символику нахожу, перекличку, что здесь уже в этом проекте больше 40 работ, но первую реакцию зрителей я увидел именно в Музее Победы и понял, что нужно действительно продолжать. Было непросто за какое-то время выдать сразу серию портретов, потому что все пропускаешь через себя. Нужно какое-то время, чтобы остановиться для следующей работы, а тут надо было один за одним готовить. Я все равно, когда увидел, как это подействовало на зрителей, я понял, что надо поднакопить сил и продолжать.
— Что говорят посетители выставки, как оценивают ваши работы? Были ли какие-то неожиданные для вас отзывы?
Чаще всего говорят о глазах, что в каждом образе есть именно индивидуальность такая. И понравилось мне выражение одного из тверских чиновников, он сказал, что с этими портретами разговариваешь, вступаешь в диалог. Может быть, у зрителей получится какие-то ответы для себя найти, глядя на эти портреты, «поговорив» с этими ребятами, с этими героями.
— Какой портрет был самым первым и открыл серию?
Самый первый — Николай Чудотворец. Портрет ополченца из Москвы. Я знал, что он погиб. Осталось двое детей-сирот. Но я хотел подчеркнуть, что из Москвы люди сознательно идут на риск. Они понимают, что если не встретить врага на дальних рубежах, то он может оказаться здесь на пороге. Внешность у ополченца такая богатырская, и я изобразил его с улыбкой. Но там несколько эмоций можно найти. И вопрос к нам, конечно, и ободрение опять же к нам: давайте, вперед.
— Сейчас на СВО много людей — и военных, и волонтеров. Как вы решаете, что именно этот человек должен стать героем вашего произведения? Как вы находите героев для своих портретов?
Мне помогла в этом военная корреспондентка Марьяна Наумова. Я увидел сюжеты проекта «Мы живы». Увидел интервью, где они в легкой манере общаются, как будто они старые друзья. У меня герои раскрываются: я вижу их мысли, вижу их мимику, знаю их историю. Мне становится проще изобразить, передать внутренний мир, ведь это же важнее, чем просто внешнее сходство.
Цепляют слова иногда, цепляют образы сами, лица. Смотришь на женщину, у нее благородное лицо. А потом узнаешь ее историю: она, оказывается, правнучка маршала Еременко, который похоронен на Красной площади в Кремлевской стене. Понимаешь, что это все не случайно. Казалось бы, что он уже доказал все, враг разбит и никогда не поднимет голову. Однако ей приходится жить вот так — среди разбитых стекол, кутаться в эти теплые платки.
— Какие были главные темы вашего творчества до начала специальной военной операции?
Натюрморт, пейзаж, мне все жанры интересны. Но важнее всего для меня портретная живопись. Здесь я решил осознанно отказаться от красочности — тематика такая контрастная, черно-белая. На СВО у людей вся шелуха слетает, остается самое важное. Символично, что работы углем написаны, сделаны, нарисованы. И название экспозиции — «Уголь Донбасса» — звучит по-особенному.
— Герои ваших работ видели свои портреты?
Да, очень много людей вышли на связь, поставили эти портреты на «аватарки», и это окрыляет, дает силы для дальнейшей работы. Переписываемся. Со многими встретился, общались. Хоттабыч у меня дома был с женой этим летом, арбузом угощал. Парень в балаклаве из подразделения «Эспаньола» получил полноразмерную фотокопию портрета. Больше всего переписываемся, наверное, с Бородой из Ростова-на-Дону, он балагур, казак. Его образ тоже один из первых был создан. Его портрет чаще всего на афишу выставок ставлю, так он мне симпатичен.
— Вы сказали, что в начале было восемь работ, через два года стало сорок. Как долго вы планируете заниматься этим проектом?
Временных рамок я себе не ставил. Это не всегда твое волеизъявление. Я уже говорю, что не я руководитель проекта, а проект руководит мной. Приходят просьбы от матерей, например, и невозможно на них не отреагировать, не откликнуться.
#аг
- Выставка художника Сергея Марченко «Уголь Донбасса. Герои СВО — наследники «Генерала-штурм». Фото: РИА «Победа РФ»
- Выставка художника Сергея Марченко «Уголь Донбасса. Герои СВО — наследники «Генерала-штурм». Фото: РИА «Победа РФ»
- Выставка художника Сергея Марченко «Уголь Донбасса. Герои СВО — наследники «Генерала-штурм». Фото: РИА «Победа РФ»
- Выставка художника Сергея Марченко «Уголь Донбасса. Герои СВО — наследники «Генерала-штурм». Фото: РИА «Победа РФ»