В депозитарии Музея Победы «Лица Победы» создан раздел, в котором собраны семейные истории и биографии сотрудников АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» имени Ф. Э. Дзержинского» — советской и российской корпорации, занимающейся разработкой и производством военной техники, дорожно-строительных машин, железнодорожных вагонов.
11 сентября 1941 года Советом народных комиссаров СССР Уральский вагоностроительный завод был переведен в ведение учрежденного несколькими часами ранее Наркомата танковой промышленности. На следующий день Государственный Комитет Обороны принял постановление об эвакуации на площадку УВЗ харьковского танкового завода № 183. Так, с объединения двух предприятий, началась история крупнейшего танкового комбината нашей страны.
В течение нескольких месяцев в его состав передали (полностью или частично) коллективы и оборудование более десятка предприятий со всего СССР. Еще до появления Наркомтанкопрома на УВЗ эвакуировали Бежицкий сталелитейный завод. Затем, вслед за заводом № 183, в Нижний Тагил отправились специалисты Мариупольского металлургического завода, организовавшие броневое производство. Работники Московского станкостроительного завода взяли на себя механическую обработку и сборку фрикционов, опорных катков и ведущих колес. Сталеплавильщики московского завода «Станколит» и Харьковского тракторного завода организовали производство массового фасонного литья, прежде всего танковых траков. Танковыми радиаторами и прочими деталями из меди и алюминия занялись работники Кольчугинского завода цветных металлов. Инженеры и рабочие запорожского завода «Коммунар» создали цех бронекорпусов «летающих танков» Ил-2 и броневых деталей для других самолетов. Последними летом 1942 г. в Нижний Тагил из Сталинграда прибыли группы танкостроителей тракторного завода и броневиков завода № 264.
Такой концентрации научных сил отечественная промышленность ранее не знала.
До конца войны завод № 183 выпустил в Нижнем Тагиле 25 266 танков Т-34. С его конвейеров сошла каждая вторая «тридцатьчетверка», принявшая участие в боевых действиях. Кроме того, завод производил бронекорпуса для самолетов Ил-2, авиабомбы, артиллерийские передки и зарядные ящики. В 1943 г. завод № 183 сыграл исключительную роль в создании Уральского добровольческого танкового корпуса, для которого произвел 145 танков — из 200 необходимых для комплектования корпуса. Добровольцами в составе корпуса на фронт ушли 185 заводчан. Всего же в сражениях Отечественной войны приняли участие более шести тысяч рабочих, из них 3111 человек погибло.
26 мая 1945 года указом Президиума Верховного Совета СССР в ознаменование заслуг предприятия ему было присвоено официальное наименование «Уральский танковый завод № 183 имени И. В. Сталина». А на гражданской продукции, прежде всего на вагонах, после войны вновь стало использоваться известное всему миру имя — «Уралвагонзавод».
Ознакомиться с биографиями можно на сайте депозитария «Лица Победы.
Всенародный исторический проект «Лица Победы» запущен по инициативе Музея Победы 3 декабря 2019 года. Рассчитанный на хранение более 150 миллионов биографических материалов проект открыл возможность каждому увековечить память о вкладе своих родственников — тружеников тыла и фронтовиков — в разгром нацизма и передать семейные истории о них на вечное хранение в Музей Победы.
Все желающие могут пополнить архив проекта «Лица Победы» самостоятельно на сайте, лично в Музее Победы или в центрах «Мои документы».
Ранее сообщалось, что в депозитарий Музея Победы «Лица Победы» загружено более трех тысяч историй об ученых, студентах и преподавателях времен Великой Отечественной войны. Сохранение памяти о поколении победителей в цифровом формате стало продолжением федерального патриотического проекта Минобрнауки России «Научный полк».
Музей Победы стал лауреатом национальной премии «Патриот-2023» в номинации «Без срока давности».
#ик