Военнослужащие войск НКВД, правопреемниками которых стали росгвардейцы, мужественно давали отпор противнику с первых дней наступления на Ленинград. Кроме того, личный состав полков и отдельных батальонов НКВД привлекался к борьбе с авиационными десантами и охране общественного порядка.
На дальних подступах к городу сразу вступили в бой части и гарнизоны 2-й дивизии НКВД по охране железнодорожных сооружений (51-й и 109-й полки). На гарнизоны, охраняющие объекты, и бронепоезда частей была возложена задача огневой поддержки соединений Красной армии при ведении оборонительных боев, а в случае отхода последних с занимаемых рубежей — их прикрытие и уничтожение объектов.
Так, в период с 21 по 26 июля 1941 года бронепоезд 51-го полка в боях на Лужском оборонительном рубеже, поддерживая действия 177-й стрелковой дивизии, провел 6 боев с численно превосходящим противником. 26 июля 1941 года мотоброневагон под командованием младшего лейтенанта Гребенюка был атакован немецкой пехотой в сопровождении 8 танков. Атака противника была встречена сильным артиллерийским и пулеметным огнем мотоброневагона, в течение нескольких минут было уничтожено 4 танка и до 10 автомашин с пехотой противника. Противник, понеся большие потери, откатился в исходное положение. За проявленную доблесть и мужество младший лейтенант Гребенюк награжден орденом Ленина, а наводчик Володин и корректировщик Шистеров — орденом Красного Знамени.
В ходе боя 15-го Краснознаменного мотострелкового полка НКВД у озера Мярат в Карелии младший лейтенант Александр Дивочкин принял на себя командование батареей и, рискуя жизнью, ликвидировал пожар на складе боеприпасов. Офицер-артиллерист лично попеременно из двух орудий стрелял по противнику с открытой позиции, отразил атаку, уничтожил одно орудие, несколько пулеметов и до взвода пехоты противника. Мужество и героизм офицера отмечены Звездой Героя Советского Союза. При обороне населенного пункта Хийтола исключительное мужество проявил инструктор пропаганды полка старший политрук Николай Руденко. Он уничтожил 15 белофиннов — «кукушек». Несмотря на ранение, Руденко уничтожил немецкого пулеметчика, захватил станковый пулемет и огнем из него продолжал разить врага. Получив второе ранение, он не оставил поле боя, а при третьем — потерял сознание.
В этом же бою санинструктор Анатолий Кокорин оказывал помощь раненым и лично принимал участие в атаках. Ранение не сломило дух санинструктора, и он пробился на передовые позиции для оказания помощи старшему политруку Руденко. Отражая атаку противника, раненый Кокорин попал в окружение, и когда его пытались взять в плен, подорвал себя и пятерых белофиннов гранатой. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1941 года старшему политруку Николаю Матвеевичу Руденко и красноармейцу Анатолию Александровичу Кокорину (посмертно) присвоено звание Героя Советского Союза. Именем Анатолия Кокорина названы улица в г. Боровичи и медицинское училище, в котором он учился. Александр Дивочкин, Николай Руденко и Анатолий Кокорин стали первыми Героями Советского Союза в войсках правопорядка в годы Великой Отечественной войны.
Героически сражались воины-чекисты на «Невском пятачке» и на других участках обороны города. Военнослужащие войск НКВД Ленинградского гарнизона стали инициаторами снайперского движения, которое получило широкое распространение в войсках. По итогам подготовки и действий снайперов войск охраны тыла Ленинградского фронта в 1942 году из 1237 обученных снайперов прошли боевую стажировку 1208, которые вывели из строя 15 898 вражеских солдат и офицеров. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 февраля 1942 года десяти снайперам Ленинградского фронта было присвоено звание Героя Советского Союза. Двое из них — военнослужащие внутренних войск старшина И. Д. Вежливцев и красноармеец П. И. Голиченков. Также звания Героя удостоен воспитанник войск НКВД сержант В. Н. Пчелинцев.
По материалам пресс-службы Росгвардии
#ак