Федеральный институт промышленной собственности совместно с IT-компанией ЭЛАР осуществил масштабный проект — оцифровку массива описаний изобретений Российской империи к привилегиям и патентам на изобретения, — в электронный вид переведены 36 тысяч документов за период с 1814-го по 1917 г.
Специалистами ЭЛАР были оцифрованы 315 томов издания «Свод привилегий, выданных в России», которые входят в состав Государственного патентного фонда. Его формирование и предоставление к нему доступа всем заинтересованным пользователям возложено на Всероссийскую патентно-техническую библиотеку ФИПС. Именно в ВПТБ ФИПС этот фонд представлен в полном объеме.
«В книгах описано 36 078 изобретений. И эти «золотые страницы» научно-технической информации позволяют проследить становление и развитие изобретательской мысли в России, уровень ее научно-технических достижений к началу 20-го века. Они, безусловно, могут быть отнесены к категории книжных памятников», — рассказала заведующая отделением ВПТБ Федерального института промышленной собственности Татьяна Викторовна Кузнецова.
Фактически привилегия — это прототип современного патента. В 1812 году императором Александром I был утвержден патентный закон — Манифест «О привилегиях на разные изобретения и открытия в ремеслах и художествах», который явился первым в России законодательным актом в области охраны изобретений.
«Привилегия — это охранный документ, являющийся свидетельством, «удостоверяющим то, что указанное в ней изобретение было в свое время предъявлено Правительству как собственность, принадлежащая лицу, указанному в привилегии», — объяснила Татьяна Кузнецова.
«Практически до 1880-х гг. привилегии выдавались по прошениям заявителей от имени императора, по его специальному указу, отечественными государственными органами, осуществлявшими в различные годы административные функции по регулированию изобретательской деятельности», – добавила она.
В течение всего XIX века заявки на привилегии поступали и охранные документы выдавались жителям всей России, включая Царство Польское и Великое княжество Финляндское, но все-таки они составляли относительно небольшую часть (20 %) от общего количества выданных документов. В основном российскими патентовладельцами становились заявители практически из всех стран Европы, а также США и Канады.
Примечательно также наличие в фонде описаний изобретений авторов из Австралии и Новой Зеландии, Аргентины, Бразилии и Чили, а также Египта, Цейлона, Южно-Африканской Республики, Японии и др. стран. Это свидетельствует о том значении, которое уже в 19-м — начале 20-го в. придавали иностранные заявители правовой охране своих разработок в России.
«Интересен и социальный состав правообладателей. Охранные документы в разные годы получали представители высших кругов российской аристократии и владетельных домов Европы, военнослужащие и крепостные крестьяне, представители духовенства и купечества, мещане, студенты и т. д.», — отметила Татьяна Кузнецова.
«Во многих описаниях указаны профессии владельцев: инженер-технолог, профессор стенографии, лесной кондуктор, слесарных дел мастер и др. Примечателен факт получения привилегии на изобретение драматургом А. В. Сухово-Кобылиным. Однако особое значение имеет этот фонд из-за наличия в нем документов, связанных с изобретательской деятельностью видных российских и зарубежных ученых, инженеров, изобретателей, промышленников. Это, например, М. О. Доливо-Добровольский, Н. Д. Зелинский, А. С. Попов, Б. Л. Розинг, Д. К.Чернов, В. Г. Шухов, О. и Л. Люмьеры, О. и У. Райты, П. и В. Маузеры, Г. Даймлер, Н. Тесла, Т. Эдисон, представители трех поколений семьи Нобелей, включая А. Нобеля, — всего более 100 таких лиц», — подчеркнула специалист.
Обратившись к фонду, можно также оценить «патентные портфели» 19-го века крупных российских и иностранных предприятий и компаний, только начинавших в то время свою деятельность, например, Товарищества Прохоровской Трехгорной мануфактуры, Общества Путиловских заводов, Коломенского машиностроительного завода, Балтийского судостроительного и механического завода, Обуховского сталелитейного завода, а также иностранных компаний: «Зингер», «Форд моторс», «Карл Цейсс» и др.
Документы фонда сканировались в 2021 году на современном отечественном оборудовании — планетарных сканерах ЭЛАР. Специализированные комплексы, дающие возможность сканировать бережно в бесконтактном режиме, позволили создать качественные цифровые копии даже для самых ветхих страниц.
Работа по переводу в электронную форму осложнялась не только ветхостью некоторых оригиналов, но и разночтениями в реквизитах документов (в частности, их номерах), обусловленными особенностями публикации документов того времени, разноформатностью текстовой части документов и графических материалов и пр.
Документы оцифрованного фонда, помимо общей исторической ценности, имеют особое значение для таких категорий пользователей, как научные работники, в том числе занимающиеся историей науки и техники; инженеры и конструкторы — разработчики новой техники; работники сферы образования, студенты и аспиранты; сотрудники музеев — политехнических и мемориальных, а также музеев крупнейших предприятий; и в целом всего изобретательского сообщества, поскольку до настоящего времени этот фонд использовался в очень малой мере, в том числе из-за недостаточной информированности о нем.
«Поэтому особое значение приобретает предоставление широкого доступа заинтересованным пользователям к данному фонду на основе современных информационных технологий. Это начало интересной работы по популяризации изобретательства», – считает заведующая отделением ВПТБ Федерального института промышленной собственности.
Ранее сообщалось, что в Национальном архиве завершены работы по переводу архивных документов в электронный вид в рамках государственной программы «Информационное общество Республики Хакасия» на 2023 год. В цифровой формат переведено около 350 единиц хранения, более 25 тысяч листов особо ценных архивных документов.
#ак