На дне Ладожского озера обнаружены два затонувших автомобиля ГАЗ-АА — легендарные «полуторки», перевозившие ленинградцев и грузы по ледовой трассе «Дорога жизни».
Машины были найдены, когда геодезисты проводили гидрографические работы между мысом Осиновец и островами Зеленцы в ходе проекта «Наследие ладожских глубин», рассказали в Орловском клубе дайверов «ДИВО», который совместно с исследователями из инженерной компании «Морская геодезия» ищет и изучает затонувшие артефакты, относящиеся к периоду блокады Ленинграда.
«Наша команда сразу выехала на место, погрузилась, провела визуальный осмотр, фото- и видеосъемку, и все эти материалы передала на исторический факультет Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева. Объекты имеют размер 4 на 2 метра, кузов частично сгнил, кабина была сделана из фанеры и практически разложилась. Остались рама, колеса, двигатель, трансмиссия — металлические части сохранились», — пояснил руководитель клуба дайверов Сергей Куликов.
«На одной из найденных сейчас «полуторок» была установлена резина импортного образца. Это говорит о том, что машина, скорее всего, является «полуторкой» первых выпусков, но заключительные выводы делать историкам и экспертам», — отметил он.
«Наша задача — в дальнейшем организовать и найти возможность поднять найденные автомобили и передать их в один из музеев Ленинградской области», — подчеркнул дайвер.
«Это непередаваемые ощущения, когда прикасаешься к подобному историческому объекту. О «Дороге жизни» мы знаем еще со школы. Можно представить картину всего происходящего во время блокады, когда по льду под вражеским обстрелом шли эти грузовики. Доходили не все. По разным сведениям, затонуло от 370 до 1000 машин», — добавил он.
Исследователи связались с реконструкторами автомобилей и выяснили, что, по предварительным данным, конкретно эти «полуторки» можно восстановить и даже завести, сообщает «Российская газета».
Энтузиасты исследуют дно Ладоги с помощью новейшего поискового оборудования — гидролокаторов бокового обзора, магнитометров, подводных металлоискателей. О находках уже сообщили историкам. По мнению Романа Абинякина, кандидата исторических наук, идентифицировать автомобили вполне возможно. Скорее всего, остались номерные знаки на двигателе, по которым можно будет узнать, кому принадлежала эта машина и, соответственно, имена шоферов.
Ранее сообщалось, что в Кировске (Ленинградская область) экспонатом музея «Прорыв блокады Ленинграда» стал восстановленный автомобиль «полуторка», перевозивший в годы Великой Отечественной войны грузы по «Дороге жизни».
#ик