В фондах Музея Победа хранится фотоархив, в котором собраны снимки легендарного советско-французского авиаполка «Нормандия-Неман».
«Фотографии летчика Мориса Гидо передала его дочь — Анн-Мари Гидо», — рассказала хранитель Музея Победы Елена Обухова.
Фотоархив хранит портрет Мориса Гидо в военной форме с государственными наградами, датируемый 1945 годом. На другом портрете Морис Гидо запечатлен около своей боевой машины, истребителя Як-3, знаменитой «шестерки», ранее принадлежавшей французскому летчику Герою Советского Союза Марселю Альберу.
На одном из сюжетных снимков Морис Гидо и другие летчики у ангара аэродрома обсуждают предстоящий полет.
Также в фондах Музея Победы хранятся авиационные часы, компас, кортик, нашивки и значки Мориса Гидо.
В коллекции «Фотографии и фотоальбомы фондов Музея Победы» много фотографий, рассказывающих о «Нормандии-Неман». Например, групповой снимок (37 человек), на котором запечатлен руководящий состав воздушной армии с генералом армии Иваном Баграмяном после награждения орденами за разгром немцев под Кенигсбергом. На заднем плане снимка — французские летчики.
На другой фотографии запечатлен командир эскадрильи«Нормандии-Неман» Жан Луи Тюлян перед боевым вылетом (1943 год).
«Нормандия-Неман» — легендарный советско-французский авиаполк, воевавший на фронтах Великой Отечественной в период с 1943-го по 1945 год. За годы войны летчики этого полка совершили свыше пяти тысяч боевых вылетов, провели около 900 воздушных боев и сбили почти 300 самолетов противника.
Морис Гидо (1915–1983) прослужил в «Нормандии-Неман» с 17 октября 1944 года по 8 мая 1945 года. Участвовал в боях в Восточной Пруссии и штурме Кенигсберга. Сбил четыре самолета. После визита генерала Шарля де Голля в СССР ряд пилотов первого состава Нормандии убыли в отпуск во Францию.
Морис Гидо летал на знаменитой «шестерке», самолете Героя Советского Союза Марселя Альбера. На этом самолете он был подбит 20 декабря 1944 года, но, несмотря на повреждение мотора, долетел до советской территории, где сел «на брюхо». Его самолет врезался в дерево, а сам Морис Гидо получил ранения и повреждение позвоночника. Несмотря на это, он продолжил летать. Вторично был ранен в январе 1945 года. За проявленный героизм и мужество награжден советским командованием орденом Отечественной войны I степени, медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и «За взятие Кенигсберга».
После окончания войны Морис Гидо с авиаполком участвовал в триумфальном возвращении во Францию (Париж, аэродром Ле Бурже) на самолетах Як-3, подаренных французским летчикам Иосифом Сталиным. Затем около пяти лет служил в пилотажной группе, ныне известной как «Патруль де Франс».
С 1954-го по 1955 год участвовал в боевых действиях в Индокитае. В феврале 1955 года был назначен командиром авиабазы Вьентьян (Королевство Лаос), принимал участие в создании первого военного летного училища, за что был награжден высшей правительственной наградой королевства «Орденом миллиона слонов и Белого зонтика». В 1962 году в звании полковника авиации вышел в отставку и работал инструктором по подготовке летчиков частных самолетов.
#мп