Железнодорожник, боец, разведчик, который за свой героический труд во время Великой Отечественной войны был удостоен высокого звания Героя Социалистического Труда Жабаркан Асаинов родился в ноябре 1919 года в одном из аулов Акмолинской области Казахстана.
В ряде источников местом его рождения называется аул Кызыл-жар (Карагандинская область в Казахстане) или один из населенных пунктов в Оренбургской области России. Он рос в семье простого чабана, а значит долго и много кочевал с родителями. В 20-летнем возрасте отправился на строительство новой железной дороги Акмолинск-Карталы, где получил первые навыки путейца.
В ноябре 1940 года Калининский райвоенкомат Акмолинской области призвал Асаинова на срочную службу в Красную Армию. Служил он в 81-м железнодорожном батальоне.
Участником Великой Отечественной войны стал буквально с первых дней. Восстанавливая поврежденный путь на одной из станций попал под вражескую бомбежку, получил ранение. После госпиталя Жабаркана направили в стрелковую часть на Калининский фронт, там он стал разведчиком.
В одном из боев забросал пулеметную точку гранатами, снова был ранен. После лечения участвовал в рейдах разведчиков, лично брал «языка», в рукопашном бою ликвидировал пять гитлеровцев. Опять получил ранение. После того, как в четвертый раз попал в госпиталь, Асаинова направили служить по прежней специализации. Он вернулся в состав 81-го отдельного строительно-путевого железнодорожного батальона. Там стал командиром отделения.
В 1943 году он сопровождал железнодорожный состав. Во время бомбардировки смог отцепить горящие вагоны, чем уберег от огня большинство вагонов из состава поезда. Несколько раз перевыполнял нормы выработки при восстановлении железнодорожных путей.
«Он был человеком особого склада, умел в трудные минуты ободрить бойцов, вселить веру в победу, личным примером увлечь на ратный подвиг. Взводу, где служил Асаинов, была поставлена задача – за одну ночь уложить путь на мосту. Трудно быть путейцем и в мирное время, тогда же под вражеским огнём к рассвету люди окончательно выбились из сил. Сержанты бегали от одного путейца к другому, трясли за плечи. На мосту стучал лишь костыльный молоток ефрейтора Асаинова. И, может быть, этот одинокий стук молотка подействовал больше приказов. Друг за другом присоединились к работе солдаты. К утру эшелоны с боеприпасами прошли на перегон к фронту», - вспоминал позже один из его фронтовых товарищей.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в обеспеченности перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Жабаркану Асаинову присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».
Он также был награждён орденом Ленина и орденом Красной Звезды.
Множественные ранения не позволили ему закончить обучение в Ленинградском ордена Ленина училище военных сообщений имени М.В.Фрунзе. Он два года лечился в Кремлевской больнице. Однако в 1946-ом был уволен с армейской службы по инвалидности.
После войны жил в Алма-Ате, трудился на автомобильном предприятии, вел общественную работу, выступал перед военнослужащими и школьниками. Умер 3 марта 1963 года.
О самоотверженном труде, о достижениях советских людей, удостоенных звания Героя Социалистического Труда в военные и послевоенные годы, рассказывают материалы информационного экрана «Ими гордится страна» тематического раздела «Производство» экспозиции «Подвиг Народа».
#еу