В рамках якутского этапа экспедиции Русского географического общества (РГО) по обследованию объектов воздушной трассы Алсиб были изучены места крушения американских «Бостонов», «Аэрокобр» и «Киттихоков».
«Специалисты РГО, Минобороны России и местные поисковики изучили места крушения на участке Оймякон — Якутск — Витим. По многочисленным свидетельствам, именно этот участок трассы Алсиб был самым сложным для лётчиков, перегонявших поступавшие по ленд-лизу самолёты», - рассказали в пресс-службе РГО.
Участники провели авиационные и наземные поисковые работы в районе якутских аэродромов и вывезли объекты военно-технической истории времен Великой Отечественной войны для музейных экспозиций.
В частности, в районе Томтора было зафиксировано место падения истребителя P-39 «Аэрокобра» под управлением старшего лейтенанта Франца Биоха, а также «Аэрокобры» под управлением старшего лейтенанта Павла Горельцева, рассказал руководитель экспедиции Алексей Ефанов.
Рядом с Хандыгой, в районе впадения реки Додаё в реку Тебердень, поисковая группа обнаружила обломки истребителя P-40 «Киттихок» младшего лейтенанта Николая Дьякова.
«На протяжении четырёх лет поисковая группа пыталась найти P-40 «Киттихок» — единственный истребитель такого типа, которой совершил вынужденную посадку в Якутии», — рассказал участник экспедиции «Алсиб», историк авиации из Якутии Виктор Мазуренко.
«В районе Хандыги с воздуха были замечены обломки военного самолёта. Впоследствии местный поисковик передал нам фотографию этих фрагментов, но изображение было размытым. По диску шасси мы определили возможный тип самолёта — P-63 «Кингкобра». Мы ошибались. В ходе поисковых работ этого года удивительной находкой стал искомый «Киттихок» старшины Николая Дьякова», - добавил он.
Также участники экспедиции установили памятную табличку лейтенанту Дмитрию Ефремову, погибшему 30 ноября 1943 года в 70 км от Олёкминска, в районе устья реки Бирюк во время авиакрушения «Аэрокобры».
Во время обследования участка трассы вблизи аэродрома Киренск в Иркутской области. с помощью местных краеведов, было обнаружено место падения А-20 «Бостон» в районе деревни Осиновка, сообщается на сайте РГО.
По завершению полевых работ участники экспедиции изучат найденные артефакты и подготовят их к выставочной экспозиции, посвящённой 80-летию трассы Алсиба.
Алсиб («Аляска — Сибирь») — авиакоридор, соединяющий СССР и США, — возник в годы Великой Отечественной войны. Участок российской воздушной трассы проходил через Уэлькаль и Анадырь на Чукотке и заканчивался в Красноярске. Протяженность трассы составляла более 6,5 тыс. км. По договору ленд-лиза западные союзники поставляли нам истребители и бомбардировщики, и была необходима круглогодичная и круглосуточная воздушная трасса, по которой советские лётчики могли бы перегонять самолёты на фронт. Несмотря на труднодоступность районов, где строились аэродромы, их возводили в кратчайшие сроки, всего за пять-восемь месяцев. Начиная с 1942 года на фронт по трассе Алсиб поступило 8094 самолёта.
Ранее на Чукотке были обнаружены обломки американского самолёта «Дуглас» С-47. В Новосибирске специалисты восстановят самолет С-47 DL «Дуглас», поврежденный при вынужденной посадке в 1947 году.
Аэропорты воздушной трассы Алсиба, начавшей действовать в 1942 году, во время Великой Отечественной войны изучила экспедиция Русского географического общества (РГО).
#ик