11 августа 1973 года советские зрители увидели первую серию легендарного 12-серийного художественного телефильма Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» и не смогли оторваться от экранов своих телевизоров. Военная драма о советском разведчике, внедрённом в высшие эшелоны власти Третьего рейха, снималась с 1971-го по 1973 год.
На самом деле показ картины был запланирован ко Дню Победы в мае 1973 года, но был отложен по политическим соображениям. Дело в том, что в эти дни был намечен визит генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева в ФРГ и ГДР. Поэтому премьеру перенесли на пару дней вперед.
Уникальный факт в истории отечественного телевидения – повторный показ фильма о советском разведчике Максиме Максимовиче Исаеве-Штирлице в исполнении популярного актера с бесконечным обаянием Вячеслава Тихонова состоялся уже через три месяца.
По информации Гостелерадио СССР, в 1973 году кинокартину посмотрели в общей сложности более 200 миллионов зрителей. Фильм так захватил советских людей, что во время его трансляции улицы городов большой страны реально пустели – всё внимание граждан в это время было приковано к телевизионным экранам, потому что не предполагалось и не было повторных показов в ближайшее время. Даже бандиты всех мастей сидели во время киноэфира по домам и смотрели историю о подвиге советских разведчиков.
Татьяна Михайловна Лиознова специально сняла картину в черно-белом формате, поскольку хотела придать ей документальность. Кроме того, режиссёр ввела в ленту много вставок с настоящей документальной кинохроникой времен Второй мировой войны, поэтому она стремилась к тому, чтобы они не выбивались из визуального ряда фильма.
Режиссер включила в сценарий персонажей, которых не было в романе Юлиана Семёнова, по которому снимался фильм. Лиозновой не раз пришлось принимать решение о включении некоторых эпизодов прямо на площадке. В частности, она на ходу придумывала эпизоды с фрау Заурих в исполнении Эмилии Мильтон – пожилой приятельница Штирлица. Актер Леонид Куравлёв, который сыграл сотрудника гестапо Курта Айсмана, не сразу смог вжиться в роль. Лиознова нашла выход из этой ситуации: она сделала персонажа Куравлева одноглазым...
Картина снималась в Германии, Прибалтике и Грузии. Тот факт, что Цветочная улица Берна находилась в Риге, а швейцарскую границу пастор Шлаг переходил на Кавказе, говорит о частичной экономии бюджета. При этом, когда экспедиция картины отправилась на съемки в ГДР, необходимые костюмы, пошитые в специализированных «генеральских» ателье, еле уместились в 60 крупных ящиках, которые заняли три стандартных грузовых вагона поезда. Только для одного Штирлица на съемочную площадку в ГДР привезли целых 100 белых рубашек.
Исполнять песни к фильму хотели самые популярные певцы страны - Муслим Магомаев, Валентина Толкунова, Валерий Ободзинский и другие. Однако Лиознова остановила свой выбор на Иосифе Кобзоне. Тем не менее, встретившись с певцом, режиссер заявила, что его манера исполнения картине не подходит, и если он хочет петь, то должен использовать другой тембр. Поэтому знаменитую композицию «Не думай о секундах свысока» Кобзон переписывал по меньшей мере десять раз.
Одним из первых отснятый материал ленты еще до премьеры просмотрел генсек Брежнев. Советский лидер был настолько впечатлен увиденным, что приказал разыскать разведчика Исаева, чтобы представить его к высокой награде. Спустя девять лет, а именно в 1982 году за неимением реального прототипа орден Ленина и звание Героя Социалистического Труда вручили Вячеславу Васильевичу Тихонову, исполнителю роли Штирлица.
После выхода кинокартины цитаты из нее подхватил народ, а анекдоты о Штирлице и Мюллере - начальнике 4-го управления РСХА (тайной государственной полиции, гестапо) - сочинялись массово, рассказывались как на кухнях рабочих заводов, так и в кабинетах партийных деятелей.
Вот только несколько ярких примеров народных анекдотов:
«Штирлиц зашёл в дом. Из окна дуло. Штирлиц закрыл окно. Дуло исчезло».
«Штирлиц шёл по коридору. Навстречу ему шла русская радистка Кэт, а за ней два гестаповца несли чемодан… В отпуск, – подумал Штирлиц».
Или вот такой: «Штирлиц выстрелил в Мюллера, но пуля отскочила. «Броневой», – понял Штирлиц».
В 2001 году вышел "«Большой словарь»: Крылатые фразы отечественного кино». Так вот в нем цитаты из «17 мгновений» занимают почти пять страниц.
А в 2009 году зрители впервые увидели "Семнадцать мгновений весны" в цвете. Над колоризацией легендарного фильма трудилось более 600 человек из России, США, Кореи, Китая и Индии. Причем разрисовывали киноленту как при помощи технологий, так и вручную.
#еу