В Феодосийском заливе (Республика Крым) завершились работы по разминированию теплохода «Жан Жорес», затонувшего в годы Великой Отечественной.
«Группа водолазов-пиротехников МЧС России осуществила почти 400 спусков, общей продолжительностью 263 часов. На глубине 18 метров, почти при нулевой видимости проводились сложные подводно-технические работы», - сообщает пресс-служба МЧС.
За это время были подняты и уничтожены более 15 тысяч взрывоопасных предметов различного калибра.
Отмечается, что все поставленные задачи по обследованию затонувшего теплохода, поиску, подъему и дальнейшему уничтожению взрывоопасных предметов были успешно выполнены.
За три года из трюмов судна, лежащего на глубине 18 метров, подняты десятки тысяч боеприпасов. Среди них – авиабомбы, артиллерийские снаряды, патроны и ручные гранаты.
В этом году работы по разминированию судна начались 6 сентября. К ним привлекались 44 человека и 14 единиц техники. В следующем году работы будут продолжены, сообщается на сайте ведомства.
Грузовой теплоход «Жан Жорес» был так назван в честь руководителя Французской социалистической партии. Спущен на воду в июне 1930 года в Ленинграде. В 1933-м году именно этот теплоход доставил из Италии (порт Генуя) в СССР писателя Алексея Пешкова, более известного под псевдонимом Максим Горький.
«Жан Жорес» вошел в состав Черноморского флота 27 июля 1941 года и участвовал в эвакуации войск с полуострова. В 1942 году теплоход обеспечивал Керченско-Феодосийскую десантную операцию в Крыму.
Транспорт подвергся атакам авиации противника 4 января 1942 года и получил серьезные повреждения. Судно наскоро отремонтировали и 14 января оно вышло из Новороссийска в Феодосию, где на следующий день началась разгрузка техники и боеприпасов. Одновременно велась погрузка на борт раненых.
Однако 16 января при повторном заходе в порт Феодосии теплоход отклонился от курса сопровождавшего его мотобота и подорвался на магнитной мине. С правого борта образовалась пробоина. После двух часов борьбы за живучесть уровень воды начал понижаться. В это время капитан был вызван на подошедший миноносец, и там ознакомлен с приказом командования затопить теплоход, если он не сможет самостоятельно уйти из Феодосии, так как противник в это время уже ворвался в городскую черту.
Было принято решение произвести затопление. Раненых и команду сняли подошедшие катер «Кабардинец» и тральщик «Геленджик». После этого были открыты кингстоны и «Жан Жорес» затонул. При подрыве, ремонте и эвакуации погибло около 40 человек.
Так как теплоход лежит на небольшой глубине с ним неоднократно сталкивались другие суда, в том числе сторожевой корабль. При этом корабль не поднимали, так как была вероятность детонации оставшихся на борту боеприпасов.
Корабль стал источником легенды в Феодосии, согласно которой судно с огромным количеством взрывчатки на борту «взлетит на воздух, когда список грехов древнего города будет переполнен».
Ранее сообщалось, что водолазы подняли со дна моря трехтонный советский полугусеничный грузовой автомобиль ЗИС-33. Черноморский флот предоставит дополнительное оборудование для поиска на дне моря санитарного транспорта «Белосток» и других судов, погибших в Великую Отечественную.
На дне Черного моря анапские юные драйверы установили памятный знак на погибшем сухогрузе.
Экспедиции РГО удалось идентифицировать судно и восстановить цепь событий, которые привели к гибели санитарного теплохода «Армения», затонувшему в годы Великой Отечественной войны у берегов Крыма.
#дс