Крейсер «Червона Украина», затопленный у Бакальской косы в Чёрном море, должен стать объектом культурного наследия, считают ученые.
«Останки крейсера требуют сохранения для будущих поколений, в связи с чем им необходимо придать статус выявленного объекта культурного наследия», — убеждён директор научно-образовательного центра «Археологические исследования» Севастопольского госуниверситета Виктор Вахонеев.
Севастопольские общественники и учёные неоднократно обращали внимание на то, что историко-культурное значение этого корабля не оценено в должной мере. В 2020 году специалисты Севастопольского госуниверситета начали научно-исследовательские работы по изучению крейсера, пишет сайт Русского географического общества.
В мае — июне 2021 года была проведена экспедиция в акватории Чёрного моря у Бакальской косы, во время которой специалисты провели обследование корпуса крейсера.
Как показали исследования, под водой сохранился остов корабля без палубы и палубных надстроек. Он лежит на ровном песчаном дне на глубинах до шести метров. Нижняя часть корпуса скрыта песчаными наносами. Прослеживаются оба борта корабля, сохранилось множество металлических шпангоутов и фрагментов обшивки корпуса судна.
Корабль был заложен на заводе Русского судостроительного общества в 1913 году под названием «Адмирал Нахимов». После завершения постройки в 1927 году получил новое имя — «Червона Украина». Крейсер стал первым крупным военным кораблём в стране, спущенным на воду при советской власти.
В 1933 по 1941 год командиром корабля был Николай Кузнецов, будущий главком ВМФ СССР. В Великую Отечественную войну корабль успел внести важный вклад в эвакуацию Одессы и оборону Севастополя. 12 ноября 1941 года в результате авианалёта «Червона Украина», стоящая у Графской пристани Севастополя, получила критические повреждения и на следующий день затонула.
Крейсер стал самым крупным кораблём, потерянным ВМФ СССР в годы Второй мировой войны. «Червона Украина» был поднята в 1947 году. Спустя пять лет его корпус корабля был посажен на грунт в районе Бакальской косы и использовался в качестве учебной мишени для бомбометания морской авиации. В 2000-х годах остатки крейсера были проданы частным лицам на металлолом.
Предметы с крейсера хранятся в фондах Центрального военно-морского музея в Санкт-Петербурге, Музея Черноморского флота в Севастополе и Музея подводной археологии в Феодосии.
Как сообщалось, экспедиции РГО удалось однозначно идентифицировать судно и восстановить цепь событий, которые привели к гибели санитарного теплохода «Армения», затонувшему в годы Великой Отечественной войны у берегов Крыма. Ученые намерены разыскать санитарный транспорт «Белосток», затонувший в 1942 году у берегов Крыма.
#аг