Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Михаил Мягков: «Сопереживание и сопричастность являются характерными чертами российской историографии»

180

Концепцию отношения к отечественной истории представил помощник президента РФ, председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский в ходе форума «История для будущего. Новый взгляд». Свою оценку отдельным положениям этой доктрины озвучил доктор исторических наук, профессор, научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков в ходе интервью агентству «Победа РФ».

- Какое положение концепции, на ваш взгляд, является ключевым?

- Ключевое положение этой концепции в том, что наша история является непрерывной. Мы должны изучать свое прошлое для того, чтобы лучше понимать настоящее и думать о будущем.

Владимир Мединский говорил в том числе, о том, что наша историография, наши выдающиеся историки-предшественники, начиная от Ломоносова, Татищева, Карамзина, Соловьева, Ключевского – все они, естественно, приводили в своем изложении событий объективный, критический взгляд на наше прошлое. То, что объединяет наших выдающихся историков – это позитивный взгляд. Сопереживание и сопричастность деяниям наших предков, которые работали, сражались, погибали, совершали героические поступки ради нашего будущего, в котором мы живем. Вот эта сопричастность, сопереживание – является характерной чертой как раз российской историографии.

В то же время Мединский подчеркивал, что сегодня необходимо изучать нашу историю синхронно с зарубежной историей, всемирной историей. Ну, например, это было бы интересно, когда мы изучаем события истории древней Руси XI-XII веков, например, походы Владимира Мономаха на половцев. Для тех, кто изучает историю – для школьников, студентов это событие действительно важно и полезно рассматривать в контексте мировых событий. Что происходило в это время в Западной Европе, на Востоке? Например, в это же время шли крестовые походы западноевропейских рыцарей. Когда мы говорим о влиянии Нормандского фактора на нашу историю, мы должны рассматривать, в том числе, какое влияние норманны оказывали и на Западную Европу. Ну и в то же время фактор отношения России к Востоку. Ведь наша страна всегда была уникальной территорией, расположенной между западом и востоком. Была связующим звеном между цивилизациями.

Ну и Владимир Мединский особо подчеркивал необходимость совершенствования исторического образования, прежде всего в средней школе, а также в средне-специальных учебных заведениях, высшей школе. Причем нужно не только совершенствовать его, но также необходимо избавить наших дорогих учителей от дополнительной нагрузки, а он подчеркивал, что учитель занимает главное место в школьном образовании. Сколько бы учебников не было написано, а главную роль играет то, как учитель преподает урок, какой контакт он находит с учениками.

- Каким образом можно помочь педагогам?

- Необходимо избавить учителя от различных бюрократических действий, которые занимают огромную долю времени преподавателя. Чтобы он больше общался непосредственно с учениками, совершенствовал свою учебную программу.

Стоит отметить, что сегодня подготовка учебных пособий по истории и учебников по истории, которую РВИО проводит с ведущим издательством страны, проходит достаточно успешно. И мы надеемся, что новая линейка учебников по отечественной и всемирной истории, подготовленная под редакцией Владимира Мединского, выйдет в ближайшее время и порадует и учителей, и учеников.

- Какие еще положения концепции, на ваш взгляд, являются важными?

- Особое место в концепции Владимира Мединского принадлежит важности исторического суверенитета страны. Страна, которая потеряет свой исторический суверенитет, потеряет понимание прошлого, обречена на то, чтобы быть не субъектом мирового процесса, а объектом, на который будут влиять различные политические, военные силы. Потому что в ведущих державах, которые обладают политическим и военным суверенитетом, всячески заботятся об историческом суверенитете, и мы должны проводить такую работу.

- Что для этого требуется?

- Для этого нужен целый комплекс мер и в образовании, и в воспитании, в совершенствовании учебного процесса, что собственно сегодня и делается и в Российской Федерации и Российское военно-историческое общество этому весьма способствует.

- Как вы считаете, будет ли эта концепция как-то дополняться и изменяться?

- Владимир Мединский обозначил основные, скажем так, рамки этой концепции. Безусловно они будут потом расширяться, дополняться необходимым содержанием. Возможно, появятся новые векторы.

Но стрежень концепции обозначен – это исторический суверенитет и понимание нашей истории, как непрерывного процесса. Мы должны гордиться своей историей и деяниями предков. Безусловно, нельзя вычеркнуть из нашей истории и темные страницы, но они не должны заслонять всего позитивного, что было сделано нашими предшественниками и что, в конце концов, служит базой для нашего суверенитета, независимости и развития.

Естественно, эта концепция будет развиваться и дополняться. Прежде всего это связано с учебным и образовательным процессом. Историческое образование должно выходить за рамки школ. Сегодня многое делается – это связь с музейным сообществом, с театрами, кинопоказы. Вот здесь, конечно, большой объем тех возможностей расширения кругозора, расширения образовательной базы, которые необходимо обозначить и совершенствовать.

- Что ждет представленную концепцию в ближайшем будущем?

- Она должна выйти в дискуссионное поле. Через СМИ, через Интернет необходимо начать обсуждение концепции. Очевидно, что к ней будут различные подходы. Именно для того, чтобы она пришла к оптимальному варианту, необходима дискуссия.

Мы надеемся, что это будут площадки прежде всего в университетах, как в центральных - московских и питерских, так и в региональных. Музейное сообщество тоже должно подключиться к этому, конечно же ожидаем активного участия Музея Победы. Должны пройти круглые столы, семинары – это все очень важно. Ведь мы должны думать о нашем молодом поколении – как лучше построить программу и весь образовательный и воспитательный процесс.

Форум «История для будущего. Новый взгляд» прошел 5 октября в стенах Музея Победы. Мероприятие посвящено вопросам изучения и преподавания отечественной истории, в том числе проблеме искажения исторических фактов и попыткам их фальсификации. В дискуссиях на форуме принимали участие ведущие учёные, политические и общественные деятели, журналисты.

#сб

Наталья Агре: «Взрослым нужно быть лучше, а дети подтянутся»
Наталья Агре: «Взрослым нужно быть лучше, а дети подтянутся»

Директор Института изучения детства, семьи и воспитания, заместитель председателя комиссии Общественной палаты Российской Федерации...

17.04.2024

Точка зрения

Янез Уйчич: «Несмотря на давление, мы продолжим сохранять правду»
Янез Уйчич: «Несмотря на давление, мы продолжим сохранять правду»

Директор Международного исследовательского центра Второй мировой войны в Мариборе (Словения) Янез Уйчич в интервью...

11.04.2024

Точка зрения

Арчил Тодуа: «Мы хотим, чтобы монгольские дети знали, как русские помогали отстаивать независимость Монголии»
Арчил Тодуа: «Мы хотим, чтобы монгольские дети знали, как русские помогали отстаивать независимость Монголии»

В мае текущего года в Монголии на Халхин-Голе при поддержке Фонда президентских грантов состоится...

09.04.2024

Точка зрения

Марина Копаева: «Культура и образование должны идти рука об руку»
Марина Копаева: «Культура и образование должны идти рука об руку»

Заведующая Ржевским филиалом Музея Победы Марина Копаева в интервью РИА «Победа РФ» рассказал о...

28.03.2024

Лента новостей

Виталий Осошник: «Проект «Главные детские песни» стал народным»
Виталий Осошник: «Проект «Главные детские песни» стал народным»

Музыкальный руководитель проекта «Главные детские песни», заслуженный работник культуры РФ, композитор, продюсер, лауреат премии...

27.03.2024

Точка зрения

Александр Дьяконов: «Главная задача ветеранов — общение с молодежью»
Александр Дьяконов: «Главная задача ветеранов — общение с молодежью»

Ветеран военной службы, в прошлом заместитель командующего Северным флотом по воспитательной работе контр-адмирал Александр...

20.03.2024

Точка зрения

Наталья Агре: «Взрослым нужно быть лучше, а дети подтянутся»
Точка зрения
Наталья Агре: «Взрослым нужно быть лучше, а дети подтянутся»
17.04.2024
Янез Уйчич: «Несмотря на давление, мы продолжим сохранять правду»
Точка зрения
Янез Уйчич: «Несмотря на давление, мы продолжим сохранять правду»
11.04.2024
Арчил Тодуа: «Мы хотим, чтобы монгольские дети знали, как русские помогали отстаивать независимость Монголии»
Точка зрения
Арчил Тодуа: «Мы хотим, чтобы монгольские дети знали, как русские помогали отстаивать независимость Монголии»
09.04.2024
Марина Копаева: «Культура и образование должны идти рука об руку»
Лента новостей
Марина Копаева: «Культура и образование должны идти рука об руку»
28.03.2024
Виталий Осошник: «Проект «Главные детские песни» стал народным»
Точка зрения
Виталий Осошник: «Проект «Главные детские песни» стал народным»
27.03.2024
Александр Дьяконов: «Главная задача ветеранов — общение с молодежью»
Точка зрения
Александр Дьяконов: «Главная задача ветеранов — общение с молодежью»
20.03.2024
Агния Шагдурова: «Музей Победы — это больше, чем музей»
Точка зрения
Агния Шагдурова: «Музей Победы — это больше, чем музей»
19.03.2024
Сергей Липовой: «У каждого поколения своя война»
Точка зрения
Сергей Липовой: «У каждого поколения своя война»
18.03.2024
Андрей Широков: «Истинная история начинается с семьи»
Лица Победы
Андрей Широков: «Истинная история начинается с семьи»
27.02.2024
Ксения Алешина: «Считаю своим долгом сохранять память о героях»
Точка зрения
Ксения Алешина: «Считаю своим долгом сохранять память о героях»
21.02.2024
Михаил Кузнецов: «После рассказов деда о службе я не мыслил свою жизнь вне армии»
Точка зрения
Михаил Кузнецов: «После рассказов деда о службе я не мыслил свою жизнь вне армии»
14.02.2024
Даурен Абаев: «Победа — символ нашего исторического единства»
Точка зрения
Даурен Абаев: «Победа — символ нашего исторического единства»
06.02.2024
Ирина Хрулёва: «Предлагаю создать «Ассоциацию городов трудовой доблести» под эгидой Музея Победы»
Точка зрения
Ирина Хрулёва: «Предлагаю создать «Ассоциацию городов трудовой доблести» под эгидой Музея Победы»
05.02.2024
Любовь Емельянова: «Для меня было честью рассказать о бабушке в Музее Победы»
Точка зрения
Любовь Емельянова: «Для меня было честью рассказать о бабушке в Музее Победы»
01.02.2024
Эдуард Кудрявцев: «Память о бойцах-авроровцах бабушка пронесла через всю жизнь»
Точка зрения
Эдуард Кудрявцев: «Память о бойцах-авроровцах бабушка пронесла через всю жизнь»
31.01.2024
Сергей Корсаков: «В народное ополчение записались почти все сотрудники Института философии»
Точка зрения
Сергей Корсаков: «В народное ополчение записались почти все сотрудники Института философии»
25.01.2024
Зинаида Алексеева: «В блокаду погибла вся моя семья»
Точка зрения
Зинаида Алексеева: «В блокаду погибла вся моя семья»
17.01.2024
Зоя Сильванская: «Мечтала, хоть бы лето наступило, хоть бы травки поесть»
Точка зрения
Зоя Сильванская: «Мечтала, хоть бы лето наступило, хоть бы травки поесть»
16.01.2024
Мая Кузьмина: «Мы всегда верили в Победу! И сейчас мы верим! И она будет»
Точка зрения
Мая Кузьмина: «Мы всегда верили в Победу! И сейчас мы верим! И она будет»
15.01.2024
Марина Жданович: «На фронте шоколад был напоминанием о семье, мирной жизни, детстве и доме»
Точка зрения
Марина Жданович: «На фронте шоколад был напоминанием о семье, мирной жизни, детстве и доме»
28.12.2023