Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Михаил Мягков: «Сопереживание и сопричастность являются характерными чертами российской историографии»

194

Концепцию отношения к отечественной истории представил помощник президента РФ, председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский в ходе форума «История для будущего. Новый взгляд». Свою оценку отдельным положениям этой доктрины озвучил доктор исторических наук, профессор, научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков в ходе интервью агентству «Победа РФ».

- Какое положение концепции, на ваш взгляд, является ключевым?

- Ключевое положение этой концепции в том, что наша история является непрерывной. Мы должны изучать свое прошлое для того, чтобы лучше понимать настоящее и думать о будущем.

Владимир Мединский говорил в том числе, о том, что наша историография, наши выдающиеся историки-предшественники, начиная от Ломоносова, Татищева, Карамзина, Соловьева, Ключевского – все они, естественно, приводили в своем изложении событий объективный, критический взгляд на наше прошлое. То, что объединяет наших выдающихся историков – это позитивный взгляд. Сопереживание и сопричастность деяниям наших предков, которые работали, сражались, погибали, совершали героические поступки ради нашего будущего, в котором мы живем. Вот эта сопричастность, сопереживание – является характерной чертой как раз российской историографии.

В то же время Мединский подчеркивал, что сегодня необходимо изучать нашу историю синхронно с зарубежной историей, всемирной историей. Ну, например, это было бы интересно, когда мы изучаем события истории древней Руси XI-XII веков, например, походы Владимира Мономаха на половцев. Для тех, кто изучает историю – для школьников, студентов это событие действительно важно и полезно рассматривать в контексте мировых событий. Что происходило в это время в Западной Европе, на Востоке? Например, в это же время шли крестовые походы западноевропейских рыцарей. Когда мы говорим о влиянии Нормандского фактора на нашу историю, мы должны рассматривать, в том числе, какое влияние норманны оказывали и на Западную Европу. Ну и в то же время фактор отношения России к Востоку. Ведь наша страна всегда была уникальной территорией, расположенной между западом и востоком. Была связующим звеном между цивилизациями.

Ну и Владимир Мединский особо подчеркивал необходимость совершенствования исторического образования, прежде всего в средней школе, а также в средне-специальных учебных заведениях, высшей школе. Причем нужно не только совершенствовать его, но также необходимо избавить наших дорогих учителей от дополнительной нагрузки, а он подчеркивал, что учитель занимает главное место в школьном образовании. Сколько бы учебников не было написано, а главную роль играет то, как учитель преподает урок, какой контакт он находит с учениками.

- Каким образом можно помочь педагогам?

- Необходимо избавить учителя от различных бюрократических действий, которые занимают огромную долю времени преподавателя. Чтобы он больше общался непосредственно с учениками, совершенствовал свою учебную программу.

Стоит отметить, что сегодня подготовка учебных пособий по истории и учебников по истории, которую РВИО проводит с ведущим издательством страны, проходит достаточно успешно. И мы надеемся, что новая линейка учебников по отечественной и всемирной истории, подготовленная под редакцией Владимира Мединского, выйдет в ближайшее время и порадует и учителей, и учеников.

- Какие еще положения концепции, на ваш взгляд, являются важными?

- Особое место в концепции Владимира Мединского принадлежит важности исторического суверенитета страны. Страна, которая потеряет свой исторический суверенитет, потеряет понимание прошлого, обречена на то, чтобы быть не субъектом мирового процесса, а объектом, на который будут влиять различные политические, военные силы. Потому что в ведущих державах, которые обладают политическим и военным суверенитетом, всячески заботятся об историческом суверенитете, и мы должны проводить такую работу.

- Что для этого требуется?

- Для этого нужен целый комплекс мер и в образовании, и в воспитании, в совершенствовании учебного процесса, что собственно сегодня и делается и в Российской Федерации и Российское военно-историческое общество этому весьма способствует.

- Как вы считаете, будет ли эта концепция как-то дополняться и изменяться?

- Владимир Мединский обозначил основные, скажем так, рамки этой концепции. Безусловно они будут потом расширяться, дополняться необходимым содержанием. Возможно, появятся новые векторы.

Но стрежень концепции обозначен – это исторический суверенитет и понимание нашей истории, как непрерывного процесса. Мы должны гордиться своей историей и деяниями предков. Безусловно, нельзя вычеркнуть из нашей истории и темные страницы, но они не должны заслонять всего позитивного, что было сделано нашими предшественниками и что, в конце концов, служит базой для нашего суверенитета, независимости и развития.

Естественно, эта концепция будет развиваться и дополняться. Прежде всего это связано с учебным и образовательным процессом. Историческое образование должно выходить за рамки школ. Сегодня многое делается – это связь с музейным сообществом, с театрами, кинопоказы. Вот здесь, конечно, большой объем тех возможностей расширения кругозора, расширения образовательной базы, которые необходимо обозначить и совершенствовать.

- Что ждет представленную концепцию в ближайшем будущем?

- Она должна выйти в дискуссионное поле. Через СМИ, через Интернет необходимо начать обсуждение концепции. Очевидно, что к ней будут различные подходы. Именно для того, чтобы она пришла к оптимальному варианту, необходима дискуссия.

Мы надеемся, что это будут площадки прежде всего в университетах, как в центральных - московских и питерских, так и в региональных. Музейное сообщество тоже должно подключиться к этому, конечно же ожидаем активного участия Музея Победы. Должны пройти круглые столы, семинары – это все очень важно. Ведь мы должны думать о нашем молодом поколении – как лучше построить программу и весь образовательный и воспитательный процесс.

Форум «История для будущего. Новый взгляд» прошел 5 октября в стенах Музея Победы. Мероприятие посвящено вопросам изучения и преподавания отечественной истории, в том числе проблеме искажения исторических фактов и попыткам их фальсификации. В дискуссиях на форуме принимали участие ведущие учёные, политические и общественные деятели, журналисты.

#сб

Андрей Жариков: «Музей Победы создает качественный контент для своего зрителя»
Андрей Жариков: «Музей Победы создает качественный контент для своего зрителя»

Помощник генерального директора Музея Победы, участник потока «Стратегические коммуникации» проекта «Мастерская новых медиа» Андрей...

23.07.2024

Лента новостей

Екатерина Фирсова: «Я надеюсь, Музей Победы оценит нашу ноту в общем хоре»
Екатерина Фирсова: «Я надеюсь, Музей Победы оценит нашу ноту в общем хоре»

В церемонии открытия интерактивного выставочного проекта «Соловецкие юнги» в Музее Победы приняла участие заместитель...

17.07.2024

Точка зрения

Анатолий Кирьянов: «Защищать Родину и быть полезным своей стране — это патриотизм»
Анатолий Кирьянов: «Защищать Родину и быть полезным своей стране — это патриотизм»

Несколько раз ему отказывали в просьбе отправить на специальную военную операцию, но он нашел...

10.07.2024

Точка зрения

Владимир Романов: «Мы возвращаемся к осознанию своей исторической роли во времени»
Владимир Романов: «Мы возвращаемся к осознанию своей исторической роли во времени»

Заместитель начальника отдела экскурсионного обслуживания Государственного исторического музея-заповедника «Горки Ленинские» (Московская область), участник курсов...

27.06.2024

Точка зрения

Александр Яковенко: «Программа курсов — это высший пилотаж»
Александр Яковенко: «Программа курсов — это высший пилотаж»

Научный сотрудник музея «Самбекские высоты» (город Таганрог), участник курсов повышения квалификации «Традиции и инновации...

24.06.2024

Точка зрения

Фарзона Рахимова: «Наши прадеды воевали ради общей Победы»
Фарзона Рахимова: «Наши прадеды воевали ради общей Победы»

Участница Международного семинара для молодежи государств — участников СНГ «Память и уроки Второй мировой...

20.06.2024

Точка зрения

Андрей Жариков: «Музей Победы создает качественный контент для своего зрителя»
Лента новостей
Андрей Жариков: «Музей Победы создает качественный контент для своего зрителя»
23.07.2024
Екатерина Фирсова: «Я надеюсь, Музей Победы оценит нашу ноту в общем хоре»
Точка зрения
Екатерина Фирсова: «Я надеюсь, Музей Победы оценит нашу ноту в общем хоре»
17.07.2024
Анатолий Кирьянов: «Защищать Родину и быть полезным своей стране — это патриотизм»
Точка зрения
Анатолий Кирьянов: «Защищать Родину и быть полезным своей стране — это патриотизм»
10.07.2024
Владимир Романов: «Мы возвращаемся к осознанию своей исторической роли во времени»
Точка зрения
Владимир Романов: «Мы возвращаемся к осознанию своей исторической роли во времени»
27.06.2024
Александр Яковенко: «Программа курсов — это высший пилотаж»
Точка зрения
Александр Яковенко: «Программа курсов — это высший пилотаж»
24.06.2024
Фарзона Рахимова: «Наши прадеды воевали ради общей Победы»
Точка зрения
Фарзона Рахимова: «Наши прадеды воевали ради общей Победы»
20.06.2024
Алексей Петрович: «Большая честь — представлять свой проект в Музее Победы»
Точка зрения
Алексей Петрович: «Большая честь — представлять свой проект в Музее Победы»
06.06.2024
Юлия Москвичева: «Создание выставки начинается с вдохновения»
Точка зрения
Юлия Москвичева: «Создание выставки начинается с вдохновения»
05.06.2024
Андрей Жариков: «Дети Донбасса и Новороссии сохранили память о героях»
Точка зрения
Андрей Жариков: «Дети Донбасса и Новороссии сохранили память о героях»
30.05.2024
Виталий Молев: «Детям из новых регионов важно показать миру истории своих героев»
Точка зрения
Виталий Молев: «Детям из новых регионов важно показать миру истории своих героев»
29.05.2024
Илья Кропотов: «Я не мог не прийти на помощь»
Точка зрения
Илья Кропотов: «Я не мог не прийти на помощь»
16.05.2024
София Сидоренко: «Награда помогает осознать всю важность и ценность своего поступка»
Точка зрения
София Сидоренко: «Награда помогает осознать всю важность и ценность своего поступка»
16.05.2024
Валентина Минаева: «Нас трудно победить, такой у нас характер»
Лента новостей
Валентина Минаева: «Нас трудно победить, такой у нас характер»
08.05.2024
Владислава Артюковская: «Россия – великая держава»
Точка зрения
Владислава Артюковская: «Россия – великая держава»
08.05.2024
Игорь Угольников: «Главное, чтобы дети интересовались своими предками»
Точка зрения
Игорь Угольников: «Главное, чтобы дети интересовались своими предками»
06.05.2024
Юлия Приходько: «Музей Победы – лучший музей»
Точка зрения
Юлия Приходько: «Музей Победы – лучший музей»
27.04.2024
Наталья Агре: «Взрослым нужно быть лучше, а дети подтянутся»
Точка зрения
Наталья Агре: «Взрослым нужно быть лучше, а дети подтянутся»
17.04.2024
Янез Уйчич: «Несмотря на давление, мы продолжим сохранять правду»
Точка зрения
Янез Уйчич: «Несмотря на давление, мы продолжим сохранять правду»
11.04.2024
Арчил Тодуа: «Мы хотим, чтобы монгольские дети знали, как русские помогали отстаивать независимость Монголии»
Точка зрения
Арчил Тодуа: «Мы хотим, чтобы монгольские дети знали, как русские помогали отстаивать независимость Монголии»
09.04.2024
Марина Копаева: «Культура и образование должны идти рука об руку»
Лента новостей
Марина Копаева: «Культура и образование должны идти рука об руку»
28.03.2024