Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

«МиГ» конструктора Микояна

1332

В селе Санаин Борчалинского уезда Тифлисской губернии Российской империи в крестьянский семье 115 лет назад родился ставший в последствии одним из известнейших не только в нашей стране, но и за рубежом – советский авиационный конструктор, Дважды Герой Социалистического Труда, генерал-полковник инженерно-технической службы Артём Иванович Микоян.

Путь в авиацию

Семья Артёма Ивановича была большая. Старший брат, Анастас Иванович Микоян, стал известным в СССР государственным деятелем после Октябрьской революции. Несмотря на это Артём не отказывался от работы и учёбы.

В 1923 году Артём Иванович переезжает в Ростов-на-Дону и устраивается на завод «Красный Аксай» токарем, совмещая работу с учёбой в школе фабрично-заводского ученичества. Проработав там два года, он перебирается в столицу и работает на заводе «Динамо».

С 1931 года, после службы в армии, стал занимать должности по партийному управлению на предприятиях, в частности на заводе «Компрессор» в Москве. И, возможно, Артём Микоян, как и старший брат, шёл бы по жизни по партийной лестнице вверх, но случилось так, что он оказался в числе «парттысячников» – лучших работников, рекомендованных к учёбе по профессиям, которые были наиболее востребованы в стране.

В 1930-е был настоящий авиационный бум. Микояна направили на учёбу в Военно-воздушную академию имени Н.Е. Жуковского – кузницу инженерных и авиационных кадров СССР.

После окончания подготовительных курсов он начинает постигать азы инженерной и конструкторской мысли по созданию и проектированию новых летательных аппаратов. Во время учёбы на производственной практике он с группой других сокурсников проектирует и строит лёгкий самолёт «Октябрёнок».

Поликарпов и своё КБ

Окончив академию в 1937 году в звании военного-инженера механика, он поступает на службу военным представителем на Государственный авиационный завод №1. Туда же, чуть позже, было переведено КБ известнейшего конструктора Николая Поликарпова, который проектировал и создавал советские истребители И-15, И-16, И-153.

В совместной работе Микоян хорошо себя проявлял, был усердным и усидчивым специалистом.

Типов самолётов, выпускавшихся, а также готовившихся к испытаниям и выпуску, было много. Поэтому для высвобождения части сотрудников для перспективных самолётов было создано КБ-1, которое Артём Иванович и возглавил. Его заместителем стал Михаил Гуревич.

Первым самолетом, над которым началась работа, стал истребитель под опытным обозначением И-200, а после получил собственное наименование по первым буквам фамилий его создателей - Микояна и Гуревича - МиГ-1.

Первый «МиГ»

Весной 1940 года новейший истребитель МиГ-1 поднялся в небо. Самолёт, работа над которым велась в сжатые сроки, страдал «детскими болезнями», связанными с некоторыми техническими и технологическими огрехами. Несмотря на это он являл собой новое слово в отечественной авиационной промышленности.

В ходе работ по совершенствованию и доработке конструкции боевой машины она претерпела ряд изменений. Большинство проблем удалось решить. Новый самолёт получил наименование – МиГ-3.

Служба МиГ до войны

Ещё до 22 июня 1941 года самолёты Микояна и Гуревича встречались с немцами. С начала 1941 года воздушное пространство СССР высотные разведчики рейха нарушили 152 раза и каждый раз в небо поднимались перехватчики МиГ-1 или МиГ-3. Только они могли относительно быстро подняться на высоту свыше 5 километров и вести в таких условиях преследование врага.

В ходе одного из таких инцидентов 15 апреля 1941 года в районе города Ровно вынужденную посадку совершил немецкий разведывательный самолет Юнкерс-86, у которого был повреждён двигатель от огня советского истребителя. В этот же день, но уже в районе Винницы, из-за плохих погодных условий и преследования советскими самолётами потеряв ориентиры был принуждён к посадке ещё один разведывательный немецкий самолёт Юнкерс-88.

В годы Великой Отечественной войны

В первый же день Великой Отечественной войны более трёх тысяч истребителей МиГ-1 и МиГ-3 приняли на себя удар врага. Несмотря на то, что МиГ-1 и МиГ-3 считались высотными истребителями и перехватчиками они проявили себя с лучшей стороны в боях и на средних высотах.

Кроме того, благодаря возможности подвески дополнительного вооружения истребители могли вооружаться реактивными снарядами РС-82, а также бомбами для штурмовых действий против наземных войск Вермахта. В начале войны их использовали на тех участках фронта, где штурмовиков Ил-2 на хватало.

Наиболее хорошо показали себя МиГ-1 и МиГ-3 в защите неба Москвы. С осени 1941 года до середины 1943 года в авиации ПВО столицы и столичного региона в основном были МиГи, которые вместе с зенитной артиллерией стали неприступным заслоном для вражеской авиации.

Постепенно машины данного типа выводились из частей и заменялись новыми, более скоростными самолётами «Як» и «Ла».

Несмотря на это КБ вело обширную испытательскую работу, которая позволила приобрести богатый научный опыт, применённый в послевоенное время.

«Покрышкин в небе!»

Знаменитый советский ас, будущий Маршал Авиации СССР, первый Трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин свою первую воздушную победу 23 июня 1941 года одержал на истребителе МиГ-3.

На этом самолёте с личным именем «Гвардия» и бортовым номером «5» прославленный ас летал первые три месяца войны и лично сбил три самолёта противника, а один - в группе.

После войны

После окончания войны начался процесс обобщения опыта. Пошли разговоры о создании новых образцов летательных аппаратов. Ведущие КБ страны понимали, что век боевой поршневой авиации уже уходит.

Ещё в годы войны немецкие инженеры создали серийные реактивные истребители и бомбардировщики: Ме-163, Ме-262, Не-162 и Ar-234. Поэтому все ведущие мировые державы, включая СССР, также начали разработку боевых реактивных самолётов.

Благодаря работе КБ Микояна и Гуревича был создан первый советский серийный реактивный истребитель МиГ-9.

В период с 1950-х по 1980-е годы были созданы такие самолёты, как МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27, МиГ-29 и МиГ-31.

В настоящее время коллектив российской самолётостроительной компании «МиГ» активно ведёт работу по созданию нового лёгкого фронтового истребителя поколения 4++ МиГ-35, а также истребителя пятого поколения.

Артефакты Музея Победы

На территории Музея Победы есть площадка боевой техники и вооружений, которые применялись в войнах и локальных конфликтах 50-х – 80-х годов. В разделе авиационной техники, помимо советских вертолётов, представлена почти вся линейка реактивных самолётов МиГ. Среди них - учебно-тренировочный МиГ-15 УТИ, МиГ-17, МиГ-21ПФС, МиГ-23МЛ и лёгкий фронтовой истребитель МиГ-29.

Представленный в экспозиции истребитель МиГ-29 является эталонным самолётом-летающей лабораторией типа 9-13. В конце 1986 года, после выполнения 98 полётов, эта машина поступила на Московский машиностроительный завод им. А.Н. Микояна для доработок и оснащения комплексом записывающей аппаратуры. На самолёте проводились испытания по определению характеристик устойчивости и управляемости с подвесными топливными баками и модернизированной системой управления. По итогу своей службы данный самолёт выполнил 488 вылетов.

В конце 1994 года, в преддверие открытия Музея в ознаменование 50-летия Победы 9 мая 1995 года, он был передан в дар.

#ам_дс

Военный парад на Красной площади в ноябре 1941-го
Военный парад на Красной площади в ноябре 1941-го

7 ноября 1941 года на Красной площади в Москве состоялся военный парад, посвященный 24-й...

07.11.2024

Лента новостей

Освобождение большей части Советского Союза
Освобождение большей части Советского Союза

7 ноября 2024 года исполняется 80 лет со дня освобождения от немецко-нацистских войск и...

07.11.2024

Страницы истории

Окончание Битвы за Заполярье
Окончание Битвы за Заполярье

80 лет назад, 29 октября 1944 года, завершилась Петсамо-Киркенесская стратегическая наступательная операция, ознаменовав победу...

29.10.2024

Страницы истории

Окончание Восточно-Карпатской операции
Окончание Восточно-Карпатской операции

После завершения Львовско-Сандомирской стратегической наступательной операции советские силы оказались в предгорьях Восточных Карпат. Там...

28.10.2024

Страницы истории

Освобождение Белграда
Освобождение Белграда

Осенью 1944 года перед руководством СССР стояла задача создать единый советско-югославский фронт для дальнейшей...

20.10.2024

Страницы истории

День военного связиста
День военного связиста

105 лет назад, 20 октября 1919 года, приказом Революционного военного совета было образовано Управление...

20.10.2024

Страницы истории

Военный парад на Красной площади в ноябре 1941-го
Лента новостей
Военный парад на Красной площади в ноябре 1941-го
07.11.2024
Освобождение большей части Советского Союза
Страницы истории
Освобождение большей части Советского Союза
07.11.2024
Окончание Битвы за Заполярье
Страницы истории
Окончание Битвы за Заполярье
29.10.2024
Окончание Восточно-Карпатской операции
Страницы истории
Окончание Восточно-Карпатской операции
28.10.2024
Освобождение Белграда
Страницы истории
Освобождение Белграда
20.10.2024
День военного связиста
Страницы истории
День военного связиста
20.10.2024
Москва на осадном положении
Страницы истории
Москва на осадном положении
19.10.2024
Учреждение медали «За отвагу»
Страницы истории
Учреждение медали «За отвагу»
17.10.2024
Освобождение Прибалтики
Страницы истории
Освобождение Прибалтики
15.10.2024
Начало Битвы за Москву
Страницы истории
Начало Битвы за Москву
30.09.2024
Начало освобождения Югославии в 1944 году
Лента новостей
Начало освобождения Югославии в 1944 году
28.09.2024
Освобождение Прибалтики
Страницы истории
Освобождение Прибалтики
22.09.2024
Перемирие СССР с Финляндией
Страницы истории
Перемирие СССР с Финляндией
19.09.2024
День рождения советской гвардии
Страницы истории
День рождения советской гвардии
18.09.2024
Окончание боев у реки Халхин-Гол
Страницы истории
Окончание боев у реки Халхин-Гол
15.09.2024
Освобождение Болгарии
Страницы истории
Освобождение Болгарии
08.09.2024
Окончание Второй мировой
Лента новостей
Окончание Второй мировой
03.09.2024
Самый долгий вооруженный конфликт — Вторая мировая
Страницы истории
Самый долгий вооруженный конфликт — Вторая мировая
01.09.2024
Перед началом Второй мировой
Страницы истории
Перед началом Второй мировой
01.09.2024
Первая Звезда Героя Георгия Жукова
Страницы истории
Первая Звезда Героя Георгия Жукова
28.08.2024