В селе Санаин Борчалинского уезда Тифлисской губернии Российской империи в крестьянский семье 115 лет назад родился ставший в последствии одним из известнейших не только в нашей стране, но и за рубежом – советский авиационный конструктор, Дважды Герой Социалистического Труда, генерал-полковник инженерно-технической службы Артём Иванович Микоян.
Путь в авиацию
Семья Артёма Ивановича была большая. Старший брат, Анастас Иванович Микоян, стал известным в СССР государственным деятелем после Октябрьской революции. Несмотря на это Артём не отказывался от работы и учёбы.
В 1923 году Артём Иванович переезжает в Ростов-на-Дону и устраивается на завод «Красный Аксай» токарем, совмещая работу с учёбой в школе фабрично-заводского ученичества. Проработав там два года, он перебирается в столицу и работает на заводе «Динамо».
С 1931 года, после службы в армии, стал занимать должности по партийному управлению на предприятиях, в частности на заводе «Компрессор» в Москве. И, возможно, Артём Микоян, как и старший брат, шёл бы по жизни по партийной лестнице вверх, но случилось так, что он оказался в числе «парттысячников» – лучших работников, рекомендованных к учёбе по профессиям, которые были наиболее востребованы в стране.
В 1930-е был настоящий авиационный бум. Микояна направили на учёбу в Военно-воздушную академию имени Н.Е. Жуковского – кузницу инженерных и авиационных кадров СССР.
После окончания подготовительных курсов он начинает постигать азы инженерной и конструкторской мысли по созданию и проектированию новых летательных аппаратов. Во время учёбы на производственной практике он с группой других сокурсников проектирует и строит лёгкий самолёт «Октябрёнок».
Поликарпов и своё КБ
Окончив академию в 1937 году в звании военного-инженера механика, он поступает на службу военным представителем на Государственный авиационный завод №1. Туда же, чуть позже, было переведено КБ известнейшего конструктора Николая Поликарпова, который проектировал и создавал советские истребители И-15, И-16, И-153.
В совместной работе Микоян хорошо себя проявлял, был усердным и усидчивым специалистом.
Типов самолётов, выпускавшихся, а также готовившихся к испытаниям и выпуску, было много. Поэтому для высвобождения части сотрудников для перспективных самолётов было создано КБ-1, которое Артём Иванович и возглавил. Его заместителем стал Михаил Гуревич.
Первым самолетом, над которым началась работа, стал истребитель под опытным обозначением И-200, а после получил собственное наименование по первым буквам фамилий его создателей - Микояна и Гуревича - МиГ-1.
Первый «МиГ»
Весной 1940 года новейший истребитель МиГ-1 поднялся в небо. Самолёт, работа над которым велась в сжатые сроки, страдал «детскими болезнями», связанными с некоторыми техническими и технологическими огрехами. Несмотря на это он являл собой новое слово в отечественной авиационной промышленности.
В ходе работ по совершенствованию и доработке конструкции боевой машины она претерпела ряд изменений. Большинство проблем удалось решить. Новый самолёт получил наименование – МиГ-3.
Служба МиГ до войны
Ещё до 22 июня 1941 года самолёты Микояна и Гуревича встречались с немцами. С начала 1941 года воздушное пространство СССР высотные разведчики рейха нарушили 152 раза и каждый раз в небо поднимались перехватчики МиГ-1 или МиГ-3. Только они могли относительно быстро подняться на высоту свыше 5 километров и вести в таких условиях преследование врага.
В ходе одного из таких инцидентов 15 апреля 1941 года в районе города Ровно вынужденную посадку совершил немецкий разведывательный самолет Юнкерс-86, у которого был повреждён двигатель от огня советского истребителя. В этот же день, но уже в районе Винницы, из-за плохих погодных условий и преследования советскими самолётами потеряв ориентиры был принуждён к посадке ещё один разведывательный немецкий самолёт Юнкерс-88.
В годы Великой Отечественной войны
В первый же день Великой Отечественной войны более трёх тысяч истребителей МиГ-1 и МиГ-3 приняли на себя удар врага. Несмотря на то, что МиГ-1 и МиГ-3 считались высотными истребителями и перехватчиками они проявили себя с лучшей стороны в боях и на средних высотах.
Кроме того, благодаря возможности подвески дополнительного вооружения истребители могли вооружаться реактивными снарядами РС-82, а также бомбами для штурмовых действий против наземных войск Вермахта. В начале войны их использовали на тех участках фронта, где штурмовиков Ил-2 на хватало.
Наиболее хорошо показали себя МиГ-1 и МиГ-3 в защите неба Москвы. С осени 1941 года до середины 1943 года в авиации ПВО столицы и столичного региона в основном были МиГи, которые вместе с зенитной артиллерией стали неприступным заслоном для вражеской авиации.
Постепенно машины данного типа выводились из частей и заменялись новыми, более скоростными самолётами «Як» и «Ла».
Несмотря на это КБ вело обширную испытательскую работу, которая позволила приобрести богатый научный опыт, применённый в послевоенное время.
«Покрышкин в небе!»
Знаменитый советский ас, будущий Маршал Авиации СССР, первый Трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин свою первую воздушную победу 23 июня 1941 года одержал на истребителе МиГ-3.
На этом самолёте с личным именем «Гвардия» и бортовым номером «5» прославленный ас летал первые три месяца войны и лично сбил три самолёта противника, а один - в группе.
После войны
После окончания войны начался процесс обобщения опыта. Пошли разговоры о создании новых образцов летательных аппаратов. Ведущие КБ страны понимали, что век боевой поршневой авиации уже уходит.
Ещё в годы войны немецкие инженеры создали серийные реактивные истребители и бомбардировщики: Ме-163, Ме-262, Не-162 и Ar-234. Поэтому все ведущие мировые державы, включая СССР, также начали разработку боевых реактивных самолётов.
Благодаря работе КБ Микояна и Гуревича был создан первый советский серийный реактивный истребитель МиГ-9.
В период с 1950-х по 1980-е годы были созданы такие самолёты, как МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27, МиГ-29 и МиГ-31.
В настоящее время коллектив российской самолётостроительной компании «МиГ» активно ведёт работу по созданию нового лёгкого фронтового истребителя поколения 4++ МиГ-35, а также истребителя пятого поколения.
Артефакты Музея Победы
На территории Музея Победы есть площадка боевой техники и вооружений, которые применялись в войнах и локальных конфликтах 50-х – 80-х годов. В разделе авиационной техники, помимо советских вертолётов, представлена почти вся линейка реактивных самолётов МиГ. Среди них - учебно-тренировочный МиГ-15 УТИ, МиГ-17, МиГ-21ПФС, МиГ-23МЛ и лёгкий фронтовой истребитель МиГ-29.
Представленный в экспозиции истребитель МиГ-29 является эталонным самолётом-летающей лабораторией типа 9-13. В конце 1986 года, после выполнения 98 полётов, эта машина поступила на Московский машиностроительный завод им. А.Н. Микояна для доработок и оснащения комплексом записывающей аппаратуры. На самолёте проводились испытания по определению характеристик устойчивости и управляемости с подвесными топливными баками и модернизированной системой управления. По итогу своей службы данный самолёт выполнил 488 вылетов.
В конце 1994 года, в преддверие открытия Музея в ознаменование 50-летия Победы 9 мая 1995 года, он был передан в дар.
#ам_дс