В Москве открылась выставка «Архитектура движения. БАМ – 45». История последней грандиозной стройки в СССР – история Байкало-Амурской магистрали представлена вниманию посетителей экспозиции на Ярославском вокзале.
«Архитекторы вернулись к исторической значимости железной дороги и вокзалов, которые являлись не только центром экономической жизни, но и зачастую становились центром культурной жизни, вокруг них и развивались города. Не случайно во время строительства БАМа, в котором участвовали практически все союзные республики, архитекторы из этих республик привносили что-то своё», – сказал на открытии экспозиции заместитель гендиректора ОАО «РЖД» Анатолий Мещеряков.
Место для проведения выставки выбрано не случайно – именно с Ярославского вокзала почти полвека назад стартовал поезд с комсомольцами - первыми строителями БАМа.
На стендах представлены десятки фотографий, в том числе из личных архивов архитекторов. Байкало-Амурская магистраль представлена 47 вокзалами, каждый из которых по-своему уникален.
«Все вокзалы разные, потому что вокзал – это визитная карточка города. А железная дорога – это фасад страны. Они пережили своё время, и сейчас эти вокзалы смотрятся актуально. Они не подражают западу, а смотрятся аутентично с природой. Я был автором вокзалов на бурятском участке БАМа, на котором работали эстонцы, латыши, разные республики. Мой любимый вокзал – Северобайкальск. Я хотел создать образ, чтобы он отвечал образу Байкала», – передает слова архитектора Владимира Авксентюка сайт Российского исторического общества.
Байкало-Амурская магистраль остается важной транспортной артерией страны. Длина ее основного пути составляет 4287 км. Трассы проходят по гористой местности, болотам, рекам, зонам вечной мерзлоты и сейсмоопасным районам. В общей сложности на протяжении пути построено десять тоннелей, в том числе и самый протяженный в России - Муруринский перевал. Перевал является также самой высшей точкой магистрали – он расположен в 1323 метрах над уровнем моря. В этом месте БАМ настолько крутые уклоны, что при заходе на перевал требуется применение двойной тяги, а правила безопасности ограничивают вес поездов.
#аш