Ежегодные исследования Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) показали, что значительная часть выпускников не представляют себе основ конституционного строя нашего государства, прав и свобод человека и гражданина и не понимают смысла понятий «гуманизм», «патриотизм», «гражданственность».
При этом результаты ЕГЭ по обществознанию остаются стабильными - в 2018 году большинство выпускников продемонстрировали знание базовых понятий и теоретических положений из различных разделов обществоведческого курса.
По мнению педагогов-предметников, такое положение стало результатом интегрирования в едином курсе обществознания заданий по философской, социологической, экономической, политологической и правоведческой тематике.
«При огромном объеме знаний, которые в рамках обществознания должен освоить школьник, это приводит к образованию пробелов в его знаниях. А для того, чтобы восполнить их за счет внеучебной работы, у старшеклассников уже нет времени: надо готовиться к выпускным экзаменам и поступлению в вуз», - поясняет учитель обществознания Наталья.
Второй проблемой учителя считают низкое качество учебников по предмету.
«Материал там изложен сухим, каким-то казенным языком, и чрезмерно, причем зачастую необоснованно, наукообразен и искусственно усложнен. Учиться по таким «кирпичам» ребятам совершенно неинтересно!» - заявила «МК» другой столичный педагог Елена.
Низкое качество знаний является следствием формальной зубрежки материала, «не пропускаемого учащимися через сердце», констатируют учителя.
ЕГЭ по обществознанию как экзамен по выбору сдают более 50% выпускников. Но в итоге до уровня "тройки" не дотягивает практически каждый шестой (17,5%).
В 2019 правила сдачи экзамена по обществознанию будут скорректированы.
В ближайшее время для российских школ подготовят новый набор учебников, пообещала министр просвещения Ольга Васильева.