Названы отличия кинообразов врагов СССР и США периода «холодной войны»

Фото: кадр из м/ф "Шпионские страсти" 1967 года

Ученый секретарь Музея Победы Сергей Белов представил исследование «Образы советской и американской стороны в кинематографе СССР и США периода «холодной войны»: сравнительный анализ исторических фильмов».

Выяснилось, в частности, что между американскими и советскими кинообразами врагов имелись существенные отличия.

«В частности, образы «плохих русских» в киноагитации США строились на отталкивающей внешности и демонстративно негуманных действиях героях, в частности – на немотивированном насилии», – отмечает историк.

В советских пропагандистских кинолентах отталкивающиеся образы заокеанских врагов строились, в основном, на их заявлениях, уточнил ученый.

Кроме того, советские кинематографисты строили параллели между американцами и главным врагом нашей страны – фашистской Германией. Кинопродукция Голливуда, напротив, концентрировалась на событиях внутри СССР или странах «советского блока», как на изолированном «анклаве зла».

Общей чертой кинообраза врага времен «холодной войны» являлась демонизация противника и создание его стереотипной внешности. Например, «советские» представали в Голливуде как рослые, крупные мужчины, с грубыми чертами лица без тени улыбки. «Плохие американцы» в советском кино чаще имели холеный вид, прилизанные прически и тонкие усики, добавил Сергей Белов.

Для сравнительного анализа были использованы 17 кинолент, в основе которых лежали уже завершившиеся исторические события. В портфель вошли 10 фильмов советского производства и еще семь голливудских. Все они сняты в период 1949-1983 годов.

#аг