Руководитель направления «Туризм» Музея Победы, руководитель Всероссийской Ассоциации патриотического туризма Инна Удовенко в интервью РИА «Победа РФ» рассказала о востребованности «Навигатора Победы» у туристов и о том, кто и зачем посещает российские военные и исторические музеи.
— Сколько уже существует «Навигатор Победы»? Кто был инициатором?
Проект «Навигатор Победы» появился практически одновременно с образованием Всероссийской Ассоциации патриотического туризма — в 2022 году. Ассоциация была основана при Музее Победы и объединила различные субъекты туриндустрии, такие как музеи, туристические компании, тематические парки, отели, органы власти различных регионов, которые хотели бы развивать патриотическое направление в туризме.
Когда создавались первые маршруты «Навигатора Победы», в Музей Победы были приглашены туроператоры и представители музеев. В результате совместной работы были разработаны маршруты, которые объединили Музей Победы, музей «Г.О.Р.А.», Красногорский и Ржевский филиалы Музея Победы, Музей Жукова в Калужской области.
Программы на маршрутах были продуманы так, что поездка по маршрутам благодаря разным приемам превращалась в настоящее путешествие во времени, при этом была предусмотрена комфортная логистика и тематическое питание на локациях.
— Сколько партнеров присоединились к проекту «Навигатор Победы» в 2025 году?
За 3,5 года существования «Навигатора Победы» его партнерами стали 15 исторических и военно-исторических музеев, а также почти 600 туристических компаний России, из них 226 заключили договоры о сотрудничестве в юбилейном, 2025 году.
— Какие новые маршруты появились в рамках проекта «Навигатор Победы» в 2025 году?
В последующие годы проект активно развивался. Музеев-участников становилось все больше. Например, в 2023 году к проекту присоединились Музей современной истории России и Музей-панорама «Бородинская битва».
Сегодня среди музеев — участников маршрутов у нас посещаются также, например, Государственный музей обороны Москвы, Музей техники Вадима Задорожного, Музей национальных конных традиций на ВДНХ, музей «Атом» и другие объекты показа.
В юбилейном, 2025 году 80-летия Победы проект получил серьезную перезагрузку: мы значительно увеличили ассортимент маршрутов и нацелились на разные аудитории. Это не только школьные группы, но и семейные туристы, которые приезжают в Москву на выходные, праздники или в отпуск. Для каждой целевой аудитории разработаны свои программы с учетом интересов как детей, так и взрослых.
— У кого более востребован «Навигатор Победы» — у отечественных или зарубежных туристов?
Огромный интерес программы «Навигатора Победы» вызывают у школьных групп и семейных туристов, ведь можно не только познакомиться с современной Москвой, но и услышать историю ее обороны, посмотреть на улицы и здания нашей столицы сквозь призму Великой Отечественной войны.
А главной точкой притяжения зарубежных туристов стал, конечно, ключевой музей проекта — Музей Победы. Благодаря самым современным технологиям экспозиции музея воздействуют почти на все органы чувств экскурсантов: используются световые и звуковые спецэффекты, можно трогать предметы, почувствовать запахи. Таким образом, появляется максимальный эффект погружения и присутствия в событиях, о которых идет речь во время экскурсий.
Гостями Музея Победы в рамках проекта «Навигатор Победы» стали туристы из таких стран, как Буркина-Фасо, Гана, Зимбабве, Камерун, Нигерия, ЦАР, Конго, Уганда, Танзания, Намибия, Эфиопия, ЮАР, Замбия, Кения, Иордания, Палестина, Египет, Сирия, Алжир, Ливан, Ливия, Марокко, Сербия, Индия, Индонезия, Турция, Таиланд, Бахрейн, Болгария, Вьетнам, Испания, Китай, Италия, Бразилия, Франция, Германия, Оман, Куба, Иран, Северная Корея, Абхазия и другие.
— Возрос ли интерес к «Навигатору Победы» в связи с юбилеем Победы?
Проект получил рекордное число бронирований в юбилейный, 2025 год, по маршрутам прошло более 70 тысяч человек из 46 регионов России, это на 180% больше, чем в предыдущем году. Проект показал свою востребованность и вызвал большой интерес у разных целевых аудиторий.
— Есть ли специальные программы для школьников на каникулах? Отличаются ли юбилейные программы для детей и взрослых?
На каникулах у нас предлагаются не только туристические исторические программы, но и добавляются развлекательные моменты: «Ёлка Победы» в Музее Победы, «Жуковская елка» в Музее Жукова, «Ёлка Победы» в Красногорске, «Ёлка на ГОРЕ» в музее «Г.О.Р.А.» и другие.
Конечно, различаются подходы к подаче материала для маленьких слушателей и взрослых экскурсантов: для взрослых делается акцент на историческую точность, контекст событий, анализ причин и последствий.
Важно вызвать осмысление, эмоциональную вовлеченность у взрослых. Для детей материал адаптируется под разные возрастные категории. Плюс используются игровые элементы, такие как квесты, интерактив, иммерсив.
— Есть ли предварительные итоги 2025 года? Сколько человек посетили Музей Победы и его филиалы в рамках «Навигатора Победы»?
По маршрутам «Навигатора Победы» — более 70 тысяч человек из 46 регионов России в 2025 году.
— Планируется ли в рамках «Навигатора Победы» расширять сеть патриотических маршрутов в 2026 году?
Проект за время своего существования получил такой стремительный рост, который мы будем стараться только усиливать.
Мы планируем сделать интересными и доступными по цене программы для детей и взрослых всех регионов нашей страны, наша задача увеличить количество регионов, которые проедут по маршрутам на 50%.
Также мы будем увеличивать количество музеев-участников и экскурсионных программ. Мы верим, что сохранение памяти — это залог нашего будущего, поэтому каждому ребенку и взрослому важно прикоснуться к истории и почувствовать гордость за нашу страну.
#аг



