Елизавета Ройко - участница проекта Музея Победы «Дети — детям», в рамках которого экскурсии для школьников проводят их сверстники. В интервью РИА «Победа РФ» Елизавета Ройко рассказала о любви к истории и о том, как Музей Победы оказался связан с ее семьей.
- Как вы узнали о проекте Музея Победы «Дети – детям»?
Я с пятого класса учусь в московской школе № 201 Ордена Трудового Красного Знамени имени Героев Советского Союза Зои и Александра Космодемьянских. В школе есть свой музей. Я - активист этого музея с пятого класса. На данный момент я учусь в восьмом классе. Год назад я узнала о программе «Дети - детям». Пришла в Музей Победы, мне дали текст, я его выучила и благополучно взяла экзамен с первого раза.
- Помните свою первую экскурсию?
Да, помню.
- Какие были ощущения от того, что вы не в роли посетителя, а в роли экскурсовода?
Очень переживала и волновалась, у меня тогда еще не было микрофона, у меня тихий голос, и тогда все было в новинку, было очень тяжело. Сейчас я вожу в день 3−4 экскурсии, а тогда мне даже одну экскурсию было очень тяжело провести. Но мне очень понравилось, я была довольна.
- По какой экспозиции вы водите экскурсии?
Я вожу экскурсии по экспозиции «Битва за Москву. Первая победа».
- Что вам лично больше всего нравится в этой экспозиции?
Мне нравится на самом деле все, но больше всего - детализация, как все продумано до каждой детали. О каждой табличке можно рассказывать отдельно. Если рассказывать про все предметы экспозиции, уйдет даже не день и даже не два, огромное количество времени.
- Елизавета, откуда такой интерес к теме Великой Отечественной войны, как будто вам по возрасту должны быть интересны немножко другие темы, нет?
Я увлекаюсь историей. Первоначально мне нравилась сама история, но потом поработав в музее, летом у нас проходили курсы, посвященные Великой Отечественной войне, я поняла, что меня больше всего интересует именно эта тема в истории, и сейчас каждым днем я все больше сама ищу дополнительную информацию, углубляюсь в тему и пытаюсь узнать о событиях 1941-1945 годов больше.
- Ваши родственники были участниками Великой Отечественной войны?
Мой прадедушка Александр Константинович Казаков с самого начала Великой Отечественной войны отправился на фронт добровольцем. Он как раз был участником битвы за Москву. Я узнала об этом уже после того, как начала работать в Музее Победы. Оказалось, что и этот проект, и моя семья с этим связаны.
- Как к вашей деятельность экскурсовода относятся ваши друзья и одноклассники?
Положительно. Они рады за меня, но не хотят в этом принимать участие. Очень большой объем информации, и они не так сильно интересуются историей.
- Что родители говорят по поводу вашего увлечения? Четыре экскурсии в день — это приличный объем занятости.
Они рады тоже. Родители неоднократно приходили на экскурсии, слушали. Им понравилось, и сейчас они спокойно относятся.
- Вы в будущем планируете связать свою жизнь с музейной деятельностью? Или вы все-таки больше склоняетесь больше к изучению истории?
- Я планирую пойти учиться на педагога по истории.
- Интересный выбор. Елизавета, вот вы говорите, что вы дополнительно изучаете информацию по Великой Отечественной войне. Что последнее вы для себя открыли лично? Какие неизвестные ранее факты вам открылись?
Я была очень удивлена тем, что первые концлагеря, как я думала, они были созданы для, не только евреев и поляков. На самом деле первые концлагеря были созданы для самих немцев - коммунистов. Я сильно этому удивилась.
- Да, не самый общеизвестный факт. Вот после того, как вы начали работать в Музее Победы, вы сами как-то изменились? Стали лм вы как-то активнее, общительнее или наоборот стараетесь отдохнуть теперь от людей?
Очень поменялась речь, я стала больше разговаривать с людьми. И в самом школьном музее я также продолжаю активную деятельность. Я также вожу там экскурсии, правда, как волонтер. И мой куратор говорит, что она заметила большой прогресс после того, как я начала работать в Музее Победы.
- Елизавета, восхищаюсь вами. Слушаю и думаю, где вы берете время? Как вы успеваете все?
Пять дней учусь, два дня работаю. Я работаю экскурсоводом Музея Победы в субботу и воскресенье.
- Ставили ли вы себе какие-то сроки? Например, год поработаю экскурсоводом в Музее Победы и больше не буду?
Я планирую работать до 11 класса, «до последнего» - до 18 лет, потому что с 18 лет мне программа будет недоступна. Для работы экскурсоводом потребуется историческое образование.
- Понятно. Ну, четыре экскурсии в день — это действительно много, это огромное количество людей. Какие вопросы задают вам посетители, особенно ваши сверстники, особенно те, которые первый раз туда приходят?
Задают обычно вопросы по предметам. Что это за предмет? Вот на столе, например, в штабе Московской зоны обороны на экспозиции, и на столе находятся разные предметы. Один из них — курвиметр (Механическое устройство, предназначенное для измерения длины извилистых линий на карте. Внешне он напоминает миниатюрный спидометр с вращающимся колесиком. – Прим. Ред.) Ребята спрашивают, что это вообще такое, потому что раньше они, конечно же, курвиметр не видели и для чего он использовался, даже не представляют. Также в доте хранятся ручные фонарики, и они тоже вызывают много вопросов у посетителей. Иногда просят уточнить информацию.
Вопросы достаточно редко задают. Я иногда сама прошу: «Если вам что-то непонятно, задавайте вопросы. Я на все отвечу». Но обычно после экскурсии выходят и говорят, что вы уже все рассказали. Нечего спрашивать.
- Вы были на экскурсиях других детей - участников проекта? Вы как-то обмениваетесь опытом?
Да, конечно. Неоднократно ходила на экскурсии к своим сверстникам, чтобы пополнить свой рассказ. Я работаю с апреля этого года, и с каждым разом у меня все больше информации. Я хожу по экспозиции, изучаю, что там такое. Также хожу на разные экскурсии и к своим сверстникам в том числе. Музей организовал для нас такую уникальную возможность – смотреть патриотические фильмы. Собираемся раз в месяц. Недавно был кинопоказ «Молодой гвардии» 1948 года. Кинокартина рассказывает о подвиге молодых ребят, очень интересный был фильм, он произвел на меня большое впечатления. И в дальнейшем у нас будут мероприятия, посвященные истории, или кинематографу.
#аг



