Ученый секретарь Музея Победы Борис Чельцов в интервью РИА «Победа РФ» рассказал о том, как экспозиции помогают в борьбе с фальсификацией исторических фактов и о современных технологиях музеификации исторического наследия.
— Борис, насколько с вашей точки зрения проблема фальсификации истории сегодня актуальна?
Проблема фальсификации исторических фактов в современном обществе приобретает новые формы и масштабы: от целенаправленного манипулирования источниками до автоматизированной генерации псевдодокументов с использованием Искусственного интеллекта. В современном мире, где борьба за историческое наследие становится во главу причин вооруженных конфликтов, где методы манипулирования сознанием целых народов становятся доступнее, чем поисковый запрос, борьба за историческую правду становится задачей №1.
— Какая роль при этом отводится музеям в целом?
Музеи, в данном контексте, выступают на острие этой борьбы. Музей как институт коллективной памяти несёт специфическую ответственность — не только хранение артефактов и документов, но и институциональную верификацию сведений, их критическую оценку, презентацию обществу и образовательную функцию, направленную на формирование у аудитории навыков критического мышления. Музей - это место, которое заставляет человека мыслить шире, отказываться от шаблонов и буквально погружаться в историческую эпоху.
— Как это происходит, на примере Музея Победы, можете подробнее рассказать?
Практика Музея Победы показывает, что системная работа в этих трёх областях — научная экспертиза, документальные экспозиции и просветительские программы — существенно повышает коллективный иммунитет к искажениям прошлого.
Историко-документальные экспозиции остаются краеугольным камнем противодействия лжи. Их силой является прямая демонстрация первоисточников: оригинальных документов, фотографий, переписки, уникальных реликвий — с ясно обозначенной цепочкой хранения, датировкой и результатами научной экспертизы.
Прозрачность архивной цепочки, подробная атрибуция и публикация метаданных переводят экспозицию из области риторики в область верифицируемой науки. Стандарты документирования, к которым апеллируют профессиональные сообщества, включая ICOM, задают методологию описания коллекций и этические рамки, что критично при опровержении фальсифицированных утверждений. А современный подход к адаптации для массового посетителя описания истории музейного предмета помогает приблизиться к историческому событию, глубже прочувствовать, что стоит за героическим подвигом предков.
Современные мультимедийные практики усиливают этот эффект, но требуют научной дисциплины. Интерактивные хронологии, сопоставительные визуализации, оцифрованные сводки и полнотекстовые поисковые интерфейсы дают посетителю инструментальную возможность самим проверять факты; мультимедийные стенды, основанные на первичных материалах и сопровождаемые ссылками на источники, уменьшают роль «авторской интерпретации» как единственного канала информации. Именно поэтому в наших экспозициях: «Подвиг Народа», «Битва за Москву. Первая Победа!» и открывшейся к 80-летию Победы «Путь к Победе!» представлен огромный массив исторического материала, начиная от оцифрованных архивных документов из Центрального Архива Министерства обороны Российской Федерации и ведущих архивов России, до научных исследований и кинохроники Великой Отечественной войны.
Виртуальные реконструкции и AR/VR должны сопровождаться разделами «научное обоснование реконструкции» и исходными данными для верификации, чтобы исключить эффект гиперреалистичной иллюзии как замены документального знания. Современные исследования подчёркивают как потенциал, так и риски иммерсивных технологий в культурном наследии.
Особое место занимает использование аудиовизуальных свидетельств: видеозаписей очевидцев, протоколированных интервью и декларированных метаданных. Эти комплексы материалов — при правильной атрибуции и хранении — служат контрнарративом для фальсификаций, поскольку сложность и многослойность свидетельских массивов затрудняет селективную подмену фактов.
Одновременно необходимо учитывать угрозу генеративных моделей: UNESCO и профильные экспертные группы предупреждают о возможностях ИИ по созданию убедительных, но ложных свидетельств, что требует от музеев разработки «цифровой эпистемологии» и процедур проверки цифрового контента.
И третьем направлением, которое помогает в борьбе с фальсификацией - это просветительские программы. Музей Победы реализует множество просветительских проектов. Одним из самых масштабных являются образовательно-исторические квесты, которые проходят в музее совместно с Московской Городской Думой. В которых исторический и музейный материал превращены в уникальный квест для различных возрастных групп. Заданиями специально адаптированы под различные уровни подготовки, чтобы участникам было легче в игровой форме погрузится в историю Великой Отечественной войны. Такие проекты позволяют оживить сухие факты и документы и придать им значимость в глазах подростков. Главная цель таких проектов - создать в детях стремление к изучению истории родной страны, судьбы своих предков. Это и есть настоящая борьба за историческую правду.
— Какие практические приёмы, помогают современным музеям в борьбе с фальсификаций?
- Максимальная открытость источников с публикацией метаданных и цифровых копий;
- обязательная документальная цепочка и прозрачная методика экспертизы;
- скрупулезный анализа внешнего материала, применение научных подходов: историографический анализ, анализ исторических источников и т.д.;
- мультимедиа только в связке с первичными источниками и аналитическими пояснениями;
- внедрение инструментов критического взаимодействия (интерактивные поисковые панели, «сопоставление версий», таймлайны);
- регулярное профессиональное обучение сотрудников и публичные просветительские программы по медиаграмотности;
- институциональное сотрудничество с профессиональными организациями и научными сообществами для поддержания стандартов.
Эти меры позволяют музею выступать не только как хранителем, но и как активным доказательственным центром в общественной дискуссии.
Комплексный подход — сочетание строгой архивно-документальной практики, продуманной мультимедийной презентации и просветительской стратегии — превращает экспозицию в инструмент устойчивой исторической правды. В условиях роста цифровых угроз музефикация исторического наследия должна опираться на научные стандарты, технологическую транспарентность и постоянное взаимодействие с обществом как залог эффективного противостояния фальсификациям.
#ак



