Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации



Борис Чельцов: «Музей – это место, которое заставляет человека мыслить шире»

49

Борис Чельцов: «Музей – это место, которое заставляет человека мыслить шире» Фото: РИА "Победа РФ"

Ученый секретарь Музея Победы Борис Чельцов в интервью РИА «Победа РФ» рассказал о том, как экспозиции помогают в борьбе с фальсификацией исторических фактов и о современных технологиях музеификации исторического наследия.  

— Борис, насколько с вашей точки зрения проблема фальсификации истории сегодня актуальна?

Проблема фальсификации исторических фактов в современном обществе приобретает новые формы и масштабы: от целенаправленного манипулирования источниками до автоматизированной генерации псевдодокументов с использованием Искусственного интеллекта. В современном мире, где борьба за историческое наследие становится во главу причин вооруженных конфликтов, где методы манипулирования сознанием целых народов становятся доступнее, чем поисковый запрос, борьба за историческую правду становится задачей №1.

— Какая роль при этом отводится музеям в целом?

Музеи, в данном контексте, выступают на острие этой борьбы. Музей как институт коллективной памяти несёт специфическую ответственность — не только хранение артефактов и документов, но и институциональную верификацию сведений, их критическую оценку, презентацию обществу и образовательную функцию, направленную на формирование у аудитории навыков критического мышления. Музей - это место, которое заставляет человека мыслить шире, отказываться от шаблонов и буквально погружаться в историческую эпоху.

— Как это происходит, на примере Музея Победы, можете подробнее рассказать?

Практика Музея Победы показывает, что системная работа в этих трёх областях — научная экспертиза, документальные экспозиции и просветительские программы — существенно повышает коллективный иммунитет к искажениям прошлого.

Историко-документальные экспозиции остаются краеугольным камнем противодействия лжи. Их силой является прямая демонстрация первоисточников: оригинальных документов, фотографий, переписки, уникальных реликвий — с ясно обозначенной цепочкой хранения, датировкой и результатами научной экспертизы.

Прозрачность архивной цепочки, подробная атрибуция и публикация метаданных переводят экспозицию из области риторики в область верифицируемой науки. Стандарты документирования, к которым апеллируют профессиональные сообщества, включая ICOM, задают методологию описания коллекций и этические рамки, что критично при опровержении фальсифицированных утверждений. А современный подход к адаптации для массового посетителя описания истории музейного предмета помогает приблизиться к историческому событию, глубже прочувствовать, что стоит за героическим подвигом предков.

Современные мультимедийные практики усиливают этот эффект, но требуют научной дисциплины. Интерактивные хронологии, сопоставительные визуализации, оцифрованные сводки и полнотекстовые поисковые интерфейсы дают посетителю инструментальную возможность самим проверять факты; мультимедийные стенды, основанные на первичных материалах и сопровождаемые ссылками на источники, уменьшают роль «авторской интерпретации» как единственного канала информации. Именно поэтому в наших экспозициях: «Подвиг Народа», «Битва за Москву. Первая Победа!» и открывшейся к 80-летию Победы «Путь к Победе!» представлен огромный массив исторического материала, начиная от оцифрованных архивных документов из Центрального Архива Министерства обороны Российской Федерации и ведущих архивов России, до научных исследований и кинохроники Великой Отечественной войны.

Виртуальные реконструкции и AR/VR должны сопровождаться разделами «научное обоснование реконструкции» и исходными данными для верификации, чтобы исключить эффект гиперреалистичной иллюзии как замены документального знания. Современные исследования подчёркивают как потенциал, так и риски иммерсивных технологий в культурном наследии.

Особое место занимает использование аудиовизуальных свидетельств: видеозаписей очевидцев, протоколированных интервью и декларированных метаданных. Эти комплексы материалов — при правильной атрибуции и хранении — служат контрнарративом для фальсификаций, поскольку сложность и многослойность свидетельских массивов затрудняет селективную подмену фактов.

Одновременно необходимо учитывать угрозу генеративных моделей: UNESCO и профильные экспертные группы предупреждают о возможностях ИИ по созданию убедительных, но ложных свидетельств, что требует от музеев разработки «цифровой эпистемологии» и процедур проверки цифрового контента.

И третьем направлением, которое помогает в борьбе с фальсификацией - это просветительские программы. Музей Победы реализует множество просветительских проектов. Одним из самых масштабных являются образовательно-исторические квесты, которые проходят в музее совместно с Московской Городской Думой. В которых исторический и музейный материал превращены в уникальный квест для различных возрастных групп. Заданиями специально адаптированы под различные уровни подготовки, чтобы участникам было легче в игровой форме погрузится в историю Великой Отечественной войны. Такие проекты позволяют оживить сухие факты и документы и придать им значимость в глазах подростков. Главная цель таких проектов - создать в детях стремление к изучению истории родной страны, судьбы своих предков. Это и есть настоящая борьба за историческую правду.

— Какие практические приёмы, помогают современным музеям в борьбе с фальсификаций?

  1. Максимальная открытость источников с публикацией метаданных и цифровых копий;
  2. обязательная документальная цепочка и прозрачная методика экспертизы;
  3. скрупулезный анализа внешнего материала, применение научных подходов: историографический анализ, анализ исторических источников и т.д.;
  4. мультимедиа только в связке с первичными источниками и аналитическими пояснениями;
  5. внедрение инструментов критического взаимодействия (интерактивные поисковые панели, «сопоставление версий», таймлайны);
  6. регулярное профессиональное обучение сотрудников и публичные просветительские программы по медиаграмотности;
  7. институциональное сотрудничество с профессиональными организациями и научными сообществами для поддержания стандартов.

Эти меры позволяют музею выступать не только как хранителем, но и как активным доказательственным центром в общественной дискуссии.

Комплексный подход — сочетание строгой архивно-документальной практики, продуманной мультимедийной презентации и просветительской стратегии — превращает экспозицию в инструмент устойчивой исторической правды. В условиях роста цифровых угроз музефикация исторического наследия должна опираться на научные стандарты, технологическую транспарентность и постоянное взаимодействие с обществом как залог эффективного противостояния фальсификациям.

#ак

Мария Гуменюк: «Каникулы в Музее Победы проходят активно и познавательно»
Мария Гуменюк: «Каникулы в Музее Победы проходят активно и познавательно»

Директор Детского клуба Музея Победы Мария Гуменюк в интервью РИА «Победа РФ» рассказала о...

05.12.2025

Точка зрения

Варвара Ерохина: «Планируем добавить новые истории – бесценные свидетельства о подвигах»
Варвара Ерохина: «Планируем добавить новые истории – бесценные свидетельства о подвигах»

Руководитель Всенародного исторического проекта Музея Победы «Лица Победы», правнучка Маршала Советского Союза Георгия Константиновича...

04.12.2025

Точка зрения

Ильнур Абдуллин: «Работа в Музее Победы – это возможность глубже узнать историю страны»
Ильнур Абдуллин: «Работа в Музее Победы – это возможность глубже узнать историю страны»

Участник проекта Музея Победы «Дети — детям», в рамках которого экскурсии для школьников проводят...

01.12.2025

Точка зрения

Максим Зарубин: «Донорский опыт должен быть у каждого»    
Максим Зарубин: «Донорский опыт должен быть у каждого»    

Участник торжественной церемонии награждения победителей и лауреатов конкурса «Донорство крови. Связь поколений» Всероссийской акции...

01.12.2025

Точка зрения

Наталия Засковец: «Участники СВО – герои нашего времени»
Наталия Засковец: «Участники СВО – герои нашего времени»

Главный хранитель Музея Победы Наталия Засковец в интервью РИА «Победа РФ» рассказала о том,...

28.11.2025

Точка зрения

Наталья Овчарова: «Каждый человек заслуживает, чтобы его помнили»    
Наталья Овчарова: «Каждый человек заслуживает, чтобы его помнили»    

Директор Красногорского филиала Музея Победы Наталья Овчарова в интервью РИА «Победа РФ» рассказала о создании Центра...

27.11.2025

Точка зрения

Мария Гуменюк: «Каникулы в Музее Победы проходят активно и познавательно»
Точка зрения
Мария Гуменюк: «Каникулы в Музее Победы проходят активно и познавательно»
05.12.2025
Варвара Ерохина: «Планируем добавить новые истории – бесценные свидетельства о подвигах»
Точка зрения
Варвара Ерохина: «Планируем добавить новые истории – бесценные свидетельства о подвигах»
04.12.2025
Ильнур Абдуллин: «Работа в Музее Победы – это возможность глубже узнать историю страны»
Точка зрения
Ильнур Абдуллин: «Работа в Музее Победы – это возможность глубже узнать историю страны»
01.12.2025
Максим Зарубин: «Донорский опыт должен быть у каждого»    
Точка зрения
Максим Зарубин: «Донорский опыт должен быть у каждого»    
01.12.2025
Наталия Засковец: «Участники СВО – герои нашего времени»
Точка зрения
Наталия Засковец: «Участники СВО – герои нашего времени»
28.11.2025
Наталья Овчарова: «Каждый человек заслуживает, чтобы его помнили»    
Точка зрения
Наталья Овчарова: «Каждый человек заслуживает, чтобы его помнили»    
27.11.2025
Мария Гуменюк: «Новогоднее приключение становится уроком истории»
Точка зрения
Мария Гуменюк: «Новогоднее приключение становится уроком истории»
26.11.2025
Иван Колегаев: «Наш проект – это вклад в сохранение памяти»
Точка зрения
Иван Колегаев: «Наш проект – это вклад в сохранение памяти»
25.11.2025
Светлана Юрченко: «Вдохновляемся работой коллег»
Точка зрения
Светлана Юрченко: «Вдохновляемся работой коллег»
24.11.2025
Ирина Кулешова: «Отмечаем повышенный интерес к истории нашей страны»
Точка зрения
Ирина Кулешова: «Отмечаем повышенный интерес к истории нашей страны»
24.11.2025
Максим Шоломов: «Сколько у нас героев!»
Точка зрения
Максим Шоломов: «Сколько у нас героев!»
21.11.2025
Антон Рубшев: «Формируем правдивое представление об исторических событиях»
Точка зрения
Антон Рубшев: «Формируем правдивое представление об исторических событиях»
21.11.2025
Марина Максимчук: «Территория Победы» стремится к тому, чтобы сохранить историческую правду»
Точка зрения
Марина Максимчук: «Территория Победы» стремится к тому, чтобы сохранить историческую правду»
20.11.2025
Екатерина Манюк: «Наша задача — выстраивание единого патриотического пространства»
Точка зрения
Екатерина Манюк: «Наша задача — выстраивание единого патриотического пространства»
19.11.2025
Лара Помыканова: «Акцент на современное российское кино»
Точка зрения
Лара Помыканова: «Акцент на современное российское кино»
18.11.2025
Гульзада Руденко: «Наша работа помогает формировать живое эмоциональное восприятие подвига предков»
Точка зрения
Гульзада Руденко: «Наша работа помогает формировать живое эмоциональное восприятие подвига предков»
17.11.2025
Варвара Ерохина: «Сохраним истории семей в истории Великой Победы вместе!»
Лица Победы
Варвара Ерохина: «Сохраним истории семей в истории Великой Победы вместе!»
12.11.2025
Ольга Морякова: «Каждая карточка военнопленного — это личность»
Точка зрения
Ольга Морякова: «Каждая карточка военнопленного — это личность»
10.11.2025
Людмила Болилая: «Нам нужно в детях воспитывать патриотизм»
Точка зрения
Людмила Болилая: «Нам нужно в детях воспитывать патриотизм»
07.11.2025
Варвара Ерохина: «Выставка «С парада — на фронт» показывает мощь советского народа»
Точка зрения
Варвара Ерохина: «Выставка «С парада — на фронт» показывает мощь советского народа»
06.11.2025