Исполняющий обязанности заместителя Генерального директора Музея Победы по экспозиционно-выставочной работе Иван Колегаев в интервью РИА «Победа РФ» рассказал о предварительных итогах проекта «Голоса Победы», его значимости и дальнейшей реализации.
— Иван Сергеевич, расскажите о проекте «Голоса Победы», какие его основные цели?
Проект «Голоса Победы» стартовал у нас в декабре прошлого года. Идея была в том, чтобы собрать, оцифровать и представить посетителям нашего комплекса и вообще всем, потому что отчасти это и онлайн проект, письма, которые сохранились у потомков, наследников, героев Великой Отечественной войны. И чтобы они своими голосами, озвучивали письма с фронта своих дедушек, бабушек, прадедушек и прабабушек. Надо было создать ресурс, на который можно было онлайн загружать эти документы, мы сделали его на площадке Музея Победы. Мы поставили задачу, скажем так, потенциальным участникам – это предоставить аудиофайл начитанного письма. Вторым документам в этот проект фото письма, чтобы, во-первых, это было бы интересно, во-вторых, мы бы удостоверились, что это реальное письмо, которое существует в жизни. Также мы просили фото бойца, который писал с фронта, и его краткую биографию, чтобы можно было уже увидеть, кто писал, о чем писал, и узнать его дальнейшую судьбу. Но не всегда так получалось, потому что есть интересные письма, но иногда фото бойцов были утрачены, где-то не была доподлинно известна его судьба, где-то кто-то пропадал без вести, кто-то и проходил всю войну и жил дальше, долго и счастливо.
— Много желающих было принять участие в этом проекте?
Был такой хороший, на самом деле, резонанс. Поступало достаточно много писем. Было сложно сначала с потоком справляться, но старались оперативно обрабатывать заявки, модерировать и выгружать уже на ресурс, который был заранее подготовлен. Где-то к весне мы поняли, что нам этого мало. И решили, что мы можем приглашать посетителей читать письма здесь. Возник на базе «Голосов Победы» второй проект под названием «Читаем вместе с Музеем Победы». Смысл заключался в том, что в фондах Музея Победы хранится достаточное количество писем с фронта, которые поначалу озвучивали сотрудники музея, и потом мы стали приглашать и посетителей участвовать в этом проекте. Но здесь уже было немного проще, потому что мы уже сами, так или иначе, имели и биографии, и фотографии авторов письма. Здесь тоже был такой достаточно серьезный ажиотаж. Люди очень активно записывались. И где-то к началу мая нам пришлось даже чуть-чуть сначала приостановить проект, потому что мы реально уже перестали справляться с объемом информации, которую мы получали онлайн и от посетителей, которые приходили оффлайн читать их здесь у нас в музее. К тому же в проекте также приняли участие наши коллеги, музеи – участники Международного проекта «Территория Победы». Многие музеи откликнулись, и у них в фондах тоже есть письма, которые уже озвучивали непосредственно сотрудники музеев. И они также были выгружены и приняли участие в этом проекте.
— То есть можно сказать, что большой общественный резонанс вызвал проект. А если перевести в цифры, сколько примерно писем уже в базе проекта?
На сегодняшний день, насколько я знаю, у нас порядка двух тысяч писем озвучено. Но писем очень много еще. За время Великой Отечественной войны этих писем было написано не сотни тысяч. И если изначально мы хотели ограниченное дать время проекту, но затем мы поняли, что реально очень много материала, интересного материала, и проект мы оставили без временных рамок, чтобы каждый мог принять участие. Ведь, за каждым письмом стоит человек, стоит боец! Каждый, кто писал свое письмо, не знал, выживет ли он сегодня вечером или завтра утром в бою. И каждое письмо – это и желание что-то рассказать о себе и желание получить информацию от близких.
— А вы озвучивали какое-нибудь фронтовое письмо? Может быть в вашей семье были участники Великой Отечественной войны, которые также отправляли весточки родным?
Да, конечно, я озвучивал, но пока только письмо из фондов музея. Свои письма дома тоже есть от прадеда. Попросил родственников отобрать их, чтобы начитать. Он погиб в 1943-м году. И есть письма бабушки тоже интересные. И тоже обязательно думаю, что начитаю их, и они войдут в коллекцию проекта.
— Кстати, а где можно посмотреть, послушать озвученные письма?
Во-первых, это сайт Музея Победы. Там можно просмотреть, прослушать, ознакомиться. Сайт Школьного музея Победы подключился к нам не так давно. И в экспозиции «Путь к Победе» в инфопорталах есть отдельная рубрика, так она, собственно, и называется «Голоса Победы». Туда подгружаются все письма. Все находится там, это увековечено, и каждый, кто начитал письма, может прийти в наш музей и посмотреть, прослушать свою информацию, которую он давал.
— Расскажите про людей, которые принимали и продолжают принимать участие. Это люди разного возраста, разных профессий?
Абсолютно разные люди. У нас были группы школьников, которые приходили сюда и читали письма. То есть, здесь нет возрастных ограничений... Известные люди были, да актеры приходили. Люди разных профессий и разного возраста откликались. Ведь это своего рода вклад в сохранение исторической памяти. Это летопись войны. И письма у нас в рубриках разделены на годы. И если так думать и прочитать разные письма разных годов с фронта, то даже можно каким-то образом проследить историю бойцов и отдельных событий. И вот еще важно, что никаких ноток упадничества, никаких панических настроений, ни в одном письме я не встречал. Это все такие письма стойких, твердых, людей, которые любят свою родину, любят своих близких, понимают цену тому, что они сейчас делают на фронте, и понимают цену Победы. И там только прослеживается одно, что мы победим, и враг будет разбит.
— Не могу не спросить про дальнейшие планы и реализацию этого проекта. Какую задачу ставите?
Продолжать проект однозначно. Собирать все возможные письма, которые сейчас хранятся и в личных архивах, и с музеями еще поплотнее поработать. Чтобы создать такой определенный фонд или архив, доступный каждому человеку, который мог бы найти там и близких, и своих родственников.
#ак



