Хранитель музейных предметов Красногорского филиала Музея Победы Ольга Морякова в интервью РИА «Победа РФ» рассказала об участии в проекте создания Центра сохранения памяти о советских военнопленных и его значимости.
— Ольга Васильевна, расскажите о Центре сохранения памяти о советских военнопленных и его основных направлениях работы?
Центр сохранения памяти о советских военнопленных занимается поиском и восстановлением имен советских солдат и офицеров, погибших в плену в нацистских лагерях на территории СССР и стран Европы (Белоруссия, Словения, Австрия, Хорватия, Сербия и др.), а также созданием открытой электронной базы данных с информацией о советских военнопленных и установлением контактов с ныне живущими на территории России и стран СНГ родственниками узников нацистских концлагерей.
— Что для вас значит этот проект, можете сказать?
Участие в реализации проекта создания Центра сохранения памяти о советских военнопленных позволяет быть сопричастным возвращению из небытия солдат и офицеров, погибших в плену во время Великой Отечественной войны, тех, о ком в документах о потерях писали «пропал без вести». Каждая карточка военнопленного, каждый документ, хранящийся в архиве, — это личность, со своей трагедией и своим подвигом. Эта работа — не просто сопричастие, это еще и сопереживание. Вот совсем молодой парень 1921 года рождения: повоевать успел только два месяца, потом плен, болезнь и смерть через несколько месяцев; другой — тоже совсем молодой — дважды совершал побег, потом был расстрелян за третью попытку побега…
— Безусловно, трудно переоценить колоссальную работу, которая ведется в рамках проекта, и в целом его значимость, но ведь, согласитесь, это нужно не только людям преклонного возраста и их родным?
Конечно, этот проект имеет особое значение для молодого поколения, которому необходимо знать историческое прошлое своей страны, своего края, своих земляков, чтобы осознать и прочувствовать весь масштаб горя, трагедии и мужества. Читаешь документ, а в графе «родственники» ты видишь адрес в своем родном городе, и улица та же, дом — рядом, почти соседи. Возможно, там давно живут другие люди, но можно и поискать, узнать, а вдруг… Многие родственные связи были потеряны и разорваны в послевоенное время, попытаться их восстановить — одна из задач этого проекта. И эта задача решается.
— Не могу не спросить: в вашей семье были родные — участники Великой Отечественной?
Да, и, кстати, мой дед тоже сначала числился «пропавшим без вести», потом погибшим под Демянском в 1942 году, и только в начале 1980- х годов мы узнали, где его захоронение. Мы ездили туда, были еще живы местные жители, которые хоронили наших солдат и офицеров, а потом ухаживали за могилой. Их рассказы важнее любых документов. Во многих документах есть сведения о захоронении военнопленного, даже с указанием номера могилы. Возможно, для потомков солдата это тоже будет важно и полезно, кто-то посетит могилу и отдаст дань уважения и признания.
— Ольга Васильевна, какая работа уже выполнена в рамках проекта и что еще предстоит сделать?
Работа с документами военнопленных кропотливая, но интересная. Большинство документов составлялись вручную, могли быть ошибки в написании фамилии, населенного пункта, даже имени, и нужно установить правильное название, место расположения села или деревни.
Для создания базы сведений о советских военнопленных архивистами, музейными работниками и исследователями уже проделана огромная работа. Сегодня музей взаимодействует с международными исследовательскими центрами по вопросам военнопленных. К этому проекту присоединяются школьные музеи, поисковые группы, вовлекая молодое поколение. Сохранение памяти о советских солдатах и офицерах, которые прошли плен, и вернувшихся домой, и погибших, способствует развитию преемственности традиционных ценностей и понятий, имеет историческую ценность для современных и будущих поколений.
#ак



