27 октября 1883 года родился Александр Евгеньевич Ферсман. Личность легендарная и широко известная в научных кругах. Будучи учеником В. И. Вернадского, выпускник Московского императорского университета сделал блестящую карьеру. Он много работал за рубежом, перенимая передовой опыт геологических исследований. Потом были десятки экспедиций в Хибины, на Алтай, в Среднюю Азию… Открытия, преподавание, книги…. Опыт и знания Александра Евгеньевича сослужили стране хорошую службу в годы Первой мировой войны. Он вместе с другими известными учеными активно работал в составе Комиссии сырья и химических материалов при Комитете военно-технической помощи, а также Комиссии по изучению естественных производственных сил при Академии наук.
К началу Великой Отечественной войны Ферсман уже был настоящей легендой отечественной и мировой науки. Он был академиком, членом Президиума Академии наук, возглавлял крупнейшие профильные научные организации страны в области геологии и минералогии. Будучи выдающимся ученым и патриотом, с началом боевых действий он не мог остаться в стороне и активно включился в работу по помощи фронту.
Но что полезного может сделать ученый, занимающийся изучением камней, для воюющей страны? Оказалось, очень много. Александр Евгеньевич встал у руля особой Комиссии научной помощи Красной Армии, которую создал при Отделении геолого-географических наук Академии наук СССР. Под его руководством ведущие ученые страны сосредоточили усилия на обеспечении армии, флота и народного хозяйства необходимым стратегическим сырьем.
В 1942 году из-под пера академика вышла уникальная книга под названием «Война и стратегическое сырье». В ней автор переложил описание вооруженного противостояния на язык, которым общаются ученые: физики, химики, географы, геологи, минералоги… Оказалось, что геолого-минералогическая тематика буквально пронизывает все аспекты того, что происходит на передовой.
Вот характерная цитата: «Условно примем действующую армию страны, например фашистской Германии, в 300 дивизий, то есть в 6–7 миллионов солдат и офицеров, механизированных и моторизованных войск. Условно учтем и потребности небольшого флота. Для года войны такой армии нужно примерно: железа и стали — 30 млн т, угля — 250 млн т, нефти и нефтяных продуктов — 25 млн т, цемента — 10 млн т, марганцевой руды — 2 млн т, никеля-металла — 20 тыс. т, вольфрама — 10 тыс. т, и так далее».
Но это все как-то в общем и целом. Далее ученый начинает скрупулезно разбирать события меньшего масштаба: операции, бои. Шаг за шагом в своей работе академик Ферсман показывает роль геологии и минералогии в любом из актов войны. Вот, к примеру, идет бой, в котором участвуют танки: «Качество броневой стали в значительной степени определяет успех боя. Хром и никель, марганец и молибден вызывают устойчивость брони, ванадий и вольфрам, молибден и ниобий входят в состав наиболее ответственных частей машин — осей, передач, гусениц; хромовые краски со свинцом окрашивают машины в защитный цвет; свечи в моторах из керамики с чистым бериллом обеспечивают бесперебойность их работы; особое стекло с бором, а в лучших танках поляроидные стекла с соединениями йода позволяют водителю видеть противника, несмотря на ослепительный свет прожекторов и фар. Отдельные, менее ответственные части машин сделаны из дюралюминия и силумина — сплава алюминия и кремния. Высокого качества бензин, керосин, легкая нефть, лучшие смазочные масла, получаемые из нефти, определяют жизненность машины и скорость ее движения, а соединения брома улучшают сгорание и частично ослабляют шум моторов».
Подобным образом автор рассмотрел и авиационные бои. Оказалось, что и там — от амуниции летчика до конструкции самолета, от корпуса авиабомбы до ее начинки — сплошь геология и минералогия. А стало быть, от того, как поработают геологи и минерологи, в существенной степени зависит успех и боя, и операции, и войны.
Александр Евгеньевич Ферсман — личность, безусловно, выдающаяся. Конечно, для каждого, кто интересуется историей военного дела, очевидна роль в нем стали, алюминия и нефти. Но академик подробно описал, почему сражающейся стране жизненно необходимы марганец, сера, йод, фосфор, мышьяк, фтор, бром… Он на конкретных примерах показал, что в любом бою с обеих сторон сражается едва ли не половина таблицы Менделеева. Ферсман рассмотрел, как обстоят дела со стратегическим сырьем у противника и что происходит с его добычей в СССР.
Книга «Война и стратегическое сырье» — это лишь констатация фактов, попытка простым языком донести до широкой аудитории значимость фундаментальной науки для военного дела. Основная же заслуга академика в консолидации усилий научного сообщества для предоставления стране всего необходимого Победе. Умер академик 20 мая 1945 года, увидев плоды своей напряженной работы.
Автор: военный историк доктор исторических наук Владимир Прямицын
#ак



