В Музее Победы прошла медиавстреча с педагогом, журналистом, заслуженным работником культуры Республики Бурятия и Российской Федерации, почетным работником сферы молодежной политики РФ Людмилой Доржиевой.
В интервью РИА «Победа РФ» Людмила Будажаповна рассказала о своей новой книге «Душою времена соединяя», патриотическом воспитании подрастающего поколения и влиянии цифровой среды на семейные отношения.
— Людмила Будажаповна, в год своего 75-летия и 55-летия педагогической, научной, общественной деятельности вы презентовали свою новую книгу «Душою времена соединяя». Насколько для вас важно, что это произошло именно в Музее Победы?
Сегодня у меня повышенный уровень счастья. Мы находимся в таком сакральном для России месте — в Музее Победы. Это такой патриотический плацдарм, где по-настоящему рождается патриотическое чувство, любовь к Родине. Это место силы, место, где хранится память поколений и где мы отдаем дань уважения всем защитникам Отечества. И хотелось бы сказать большое спасибо, выразить огромную признательность генеральному директору Музея Победы Александру Яковлевичу Школьнику, что он приглашает регионы поделиться своим опытом, показать свой культурный код, традиции, обычаи, показать свою душу. Ведь душа — это духовное, культурное наследие нашего народа.
— И книга называется «Душою времена соединяя». Почему такое название?
Это, конечно, имеет метафорическое значение, глубже выражает ее содержание. Любовь к Родине, созидательный труд, знание истории своей семьи, страны — это тот фундамент, на котором построена книга. Она ориентирована на подрастающее поколение и тех, кто занимается его воспитанием. Эта книга — мой личный вклад в воспитание патриотизма. Издание вышло тиражом 500 экземпляров и уже разошлось между моими учениками и коллегами. Они сказали, что эта книга стала их настольной книгой по воспитанию любви к своей Родине.
— Она включает и детские литературные работы, ведь вы являетесь руководителем отделения Лиги юных журналистов Бурятии. Что можете сказать о современной детской прессе?
Да, я как педагог вырастила не одно поколение юных журналистов, юных патриотов, потому что вся моя жизнь была посвящена патриотическому воспитанию. И в этом плане мы сотрудничали с Александром Яковлевичем Школьником, он был руководителем Лиги юных журналистов России, проводил семинары, направлял нас.
Хочу сказать, что детская пресса — это одно из антистрессовых направлений, потому что дети — маленькие, чистые души. Они прежде всего начинают писать о своей семье, о своей малой родине, о школе, о том, что их окружает. Это вызывает гордость. И я являюсь первым читателем детских работ. И насколько ярко, точно они выражают свои чувства!
— В вашей книге есть разделы, посвященные Великой Отечественной войне и героям нашей страны. Необходимо знакомить современных детей с событиями того времени?
В книге есть раздел «Мой герой», который состоит из документальных, эксклюзивных материалов. Мы с русским драматическим театром имени Бестужева в Бурятии провели такой конкурс среди школьников всей республики. И самые лучшие работы были включены в книгу. Сейчас авторам где-то 13–14 лет, а участники Великой Отечественной войны являются их прадедушками и прабабушками. И для ребят это было таким интересным творческим опытом — работа в поисках фотографий, фактического материала. Некоторые даже нашли у своих прадедушек, прабабушек старый китель, старые медали. Ну и также дети учатся быть журналистами, брать интервью, сверять факты, потом этот собранный материал переводить в текст и редактировать. И вот они писали, за что прадед получил такую военную награду: один был разведчиком, другой был командиром-танкистом, другой — летчиком. И дети, изучая историю своей семьи, становятся совсем другими, у них происходит внутренняя работа, сознание меняется, они думают о том, что должны быть достойными своих предков. Когда дети изучают историю своей семьи — это первый фундамент формирования патриотизма. Ведь моя семья все делает для того, чтобы моя страна была сильной: например, мама работает врачом, папа — педагогом, дедушка был командиром. Вот это такая династия, это семейная история.
— Людмила Будажаповна, вы изучаете цифровую среду и ее влияние на семейные отношения. Какие опасности вы видите?
Мы сейчас живем в цифровом мире, где уже полностью переходим на цифровые технологии. Меняются каналы передачи информации. Современное поколение отличается тем, что они знания получают очень легко, мгновенно. И это таит в себе некоторые опасности, потому что дети наивные, верят всему. Поэтому нужно очень тщательно сейчас работать с подрастающим поколением при получении такой быстрой, зачастую фейковой информации. Нужно в детях развивать критическое мышление, осторожность. Очень большая ответственность накладывается на педагогов, чтобы они сами умели подавать искреннюю, честную, правдивую информацию. В чем заключается патриотизм педагога? Это ежедневная работа над собой и работа с детьми в правильной подаче материала.
Что касается семейных отношений, то цифровой мир может спровоцировать отчуждение между родными, когда каждый сам в себе, в телефоне. Часто телефон превращается в «няню» для малышей, а подростки проводят в нем свое время и просто тупеют. А можно интернет сделать инструментом для добычи правильной информации. Для этого родителям нужно обращать внимание на то, что смотрят и читают их дети. И, конечно, педагогам на уроках необходимо говорить и показывать, что смартфон — это средство для обучения. Цифровая среда, с другой стороны, имеет свои плюсы. Когда дети находятся далеко от родителей, они мгновенно могут соединиться, спросить о здоровье, о настроении и так далее. В общем, это огромная и глубокая тема.
#нп



