19 сентября в России отмечают День оружейника — праздник работников конструкторской промышленности, чьи имена и творения стали синонимом мощи и надежности. В этот день мы вспоминаем Калашникова, Макарова, Коробова и других великих инженеров-конструкторов. Но настоящая благодарность творцам — это не только слова, но и дело. Что происходит с легендарной техникой после того, как она отслужила свой срок и как подарить ей вторую жизнь — об этом рассказали в Военно-техническом обществе (ВТО), — единственной гражданской организации в России, допущенной к участию в Параде Победы на своей технике.
КАК И ЗАЧЕМ ВОССТАНАВЛИВАТЬ ТЕХНИКУ
Цель ВТО — сохранение, реставрация и популяризация военной техники СССР и России как неотъемлемой части истории Вооруженных Сил нашей Родины. За такой официальной формулировкой скрывается важный смысл, который, к сожалению, не все понимают. Машины, созданные в СССР и современной России, во многом уникальны. Каждый автомобиль имеет такой ресурс эксплуатации, что даже сегодня некоторые экземпляры, чей возраст перевалил за 75 лет, могут преодолевать тысячи километров. Военная наука говорит, что срок жизни бронетехники на поле боя крайне мал. Например, принято считать, что срок жизни танка на поле сражения не превышает 10 минут. А следовательно, он не должен обладать длительным ресурсом, никто не рассчитывает, что машина станет долго ходить своим ходом. Однако советские конструкторы закладывали значительный ресурс в каждую машину. И это одно из качеств нашей техники, которые мы демонстрируем в рамках каждой акции Общества. А начиналось все с простого общения энтузиастов на форуме.
КАК ПРИШЛА ИДЕЯ ВОССТАНАВЛИВАТЬ ТЕХНИКУ
Все начиналось со знакомства нескольких владельцев бронемашин на одном из автомобильных форумов. Там мы просто общались, делились информацией, как купить детали, советовали методы восстановления, говорили о проблемах эксплуатации. Когда нас набралась пара десятков, мы отважились на первый большой шаг — сделать выставку на колесах. Проехать по маршруту Москва — Брест в память о начале Великой Отечественной войны, показав, на что способны раритетные машины. Примечательно, что большинство участников Общества хоть и имели отношение к военной службе, но уже находились в запасе. А каждая машина восстанавливалась и ремонтировалась на свои средства. Так родился бронепробег «Дорога мужества».
Сперва в нашу идею никто не верил. Власти городов и ряда регионов относились к нам с осторожностью — ведь таких пробегов никто никогда не совершал. А мы не просто ехали по городам, а устраивали выставки на главных площадях и собирали людей на наши мероприятия. Некоторые опасались, что у нас техника будет «не в товарном виде», что мы испортим покрытие и многое другое. Однако Москва в нас поверила с первых дней, да и в Минске нас встретили очень тепло. После этой акции многие города захотели примкнуть к следующему сезону, а мероприятие установило рекорд России как «самый длительный пробег, совершенный на бронетехнике в мирное время».
НЕ ДОРОГОЙ ЕДИНОЙ
Однако сушей мы не ограничились. В том же 2016 году мы инициировали мероприятие — «Керченский десант» в память о Керченско-Эльтигенской операции. В рамках мероприятия мы форсировали Керченский пролив на бронеавтомобилях. Машины вплавь шли по морю, а в пути нас сопровождали дельфины. При этом каждая машина состояла когда-то на вооружении Министерства обороны и не проходила специальную подготовку. Все это были автомобили, сошедшие с конвейера, без каких бы то ни было доработок. Керченский десант также вошел в Книгу рекордов России, а нам стали писать в том числе и зарубежные владельцы бронетехники.
ОТ ПРОБЕГА ДО ПАРАДА
Со временем к нам стало примыкать все больше людей, мы открыли филиалы даже в соседней Республике Беларусь. К нам присоединились водители из Беларуси, Казахстана, Армении.
В Общество вступали целыми семьями, стали появляться по-настоящему редкие образцы. Например, автомобиль ЗИЛ-49061, более известный как «Синяя птица». Уникальная машина, которая разрабатывалась для спасения космонавтов из тайги и других труднодоступных мест. Нам удалось восстановить редчайший пожарный автомобиль ПМ ЗМ1. Данная машина имела деревянный салон и специфическую систему пожаротушения. Интересно то, что чертежи от нее не сохранились даже на предприятии-изготовителе. Информацию о работе узлов и агрегатов мы собирали буквально по крупицам. Но в итоге она приняла участие в «Огненном пробеге», организованном нами совместно с МЧС России. В этом были некий символизм и преемственность поколений машин разных эпох — старая и современная пожарная техника на одном мероприятии.
Однако настоящим вызовом для Общества стало первое участие в параде совместно с техникой Министерства обороны. Нам был оказан огромный кредит доверия со стороны Министерства обороны. Впервые в истории гражданские лица на своих машинах принимали участие в главном военном празднике страны. Тогда это было в Калининграде, нас ждали многочасовые изнурительные тренировки, прогоны и репетиции. В итоге и люди, и техника достойно выдержали этот экзамен.
Позже мы приняли участие в параде в Санкт-Петербурге, открыв его историческую часть, проследовав за легендарным танком Т-34. И по сей день Военно-техническое общество регулярно принимает участие в параде на Дворцовой площади. При этом сейчас мы делаем акцент на молодом поколении, поэтому в большинстве экипажей бронемашин командирами стали дети. Именно они смотрят за тем, чтобы БРДМы Общества шли ровно и создавали красивую картинку.
Наконец, мы стали первыми, кто вернул на парад легендарные «Катюши». Почему-то с середины 60-х годов эти машины не принимали участия в главном военном празднике. Хотя именно они, как и Т-34 и ППШ, стали символами победы. В Санкт-Петербурге мы устранили историческую несправедливость и показали наши восстановленные РСЗО. Люди с радостью фотографировались на технике, сидели в кабине, трогали хвосты ракет.
О ПРАВИЛЬНЫХ ЕВРОПЕЙЦАХ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ
2025 год запомнится нам в первую очередь тем, что впервые к нам примкнул человек из ГДР. Карстон Сейферт (так зовут нашего нового друга) ехал из Германии через Польшу и Прибалтику к нам на своем ГАЗ-69. Он практически не знал русского языка и плохо говорил на английском, а на его машине красовались символика Советских войск в ГДР и Красное Знамя. Примечательно, что за такие символы в Латвии и Литве его могли арестовать. Он рассказывал, как европейские пограничники, понимая, зачем он едет в Россию, долго держали его на границе по надуманным поводам — придрались к цвету краски, свету «поворотников» и многому другому. Но в итоге он сумел преодолеть границу и 9 мая встретиться с нами. Парад посмотреть не получилось, что было крайне жалко, но радость от общения и обмена знаниями до сих пор греет и его, и нас.
ИСКУССТВО И ТЕХНИКА ПРИНАДЛЕЖАТ НАРОДУ
Каждое наше мероприятие было абсолютно бесплатно для зрителей. Мы с радостью экспонируем автомобили, давая возможность прикоснуться к живой истории. Более того, мы нашли компании-единомышленники, которые нам дали призовой фонд для проведения викторин Общества. Теперь каждый желающий в рамках бронепробега может правильно ответить на вопрос о Великой Отечественной войне и нашей истории и получить приз.
Бронепробег сегодня стал отечественным брендом, бесплатным, созданным людьми и для людей. Мы можем с уверенностью сказать об этом уже хотя бы потому, что в небольшом городе Великие Луки в рамках крайнего пробега-2025 на главную площадь пришли более 5 тысяч человек. Это огромный показатель для такого населенного пункта и лучший подарок для каждого из нас. Нас знают, нас узнают, нас любят.
Теперь у многих вопрос «Зачем восстанавливать технику?» отпал сам собой. Но для нас ответ был очевиден с первых дней. Чтобы сохранять историю. Чтобы не резать и не утилизировать то, над чем работали династии лучших инженеров страны. Чтобы потомки и современники знали: нам есть чем гордиться. И каждый из нас может внести свой вклад в сохранение этого наследия.



