Участница проекта Музея Победы «Дети — детям», в рамках которого экскурсии для школьников проводят их сверстники, член Детского общественного совета Музея Победы Милана Петрушенко в интервью РИА «Победа РФ» рассказала о том, как стала экскурсоводом Музея Победы, о семейной реликвии времен Великой Отечественной войны и желании изучать историю.
— Милана, расскажите, как попали в Музей Победы и почему решили попробовать себя в профессии экскурсовода? Сложным ли было обучение?
С самого детства я увлекаюсь изучением истории: создаю проекты, читаю летописи, научные работы и статьи. Но, к сожалению, среди моего окружения людей, которые разделяют данное увлечение, можно пересчитать по пальцам. И когда мне только предложили стать экскурсоводом, моим главным желанием было заинтересовать своих сверстников. Ну и побороть страх публичных выступлений — куда без этого.
Перед приходом в Музей Победы я была активным членом школьного Музея развития морской авиации имени Т. А. Апакидзе. Нам была предоставлена возможность выставить свою экспозицию в зале «Школьного Музея Победы» — это проект Музея Победы. Мне удалось проявить себя, и далее я получила приглашение сначала в Детский общественный совет Музея Победы, а затем и в проект «Дети — детям». В рамках обучения я посетила несколько занятий, а также множество экскурсий от штатных и внештатных экскурсоводов. Я приезжала в Музей Победы по выходным, после школы и даже после олимпиад.
— А где вы учитесь? Чем увлекаетесь? Давно интересуетесь темой Великой Отечественной войны?
Я учусь в 9-м классе московской школы № 1383. Из увлечений могу выделить изучение иностранных языков, а также погружение в домонгольскую историческую эпоху. Да, даже здесь история меня не оставляет. А почему Великая Отечественная война? Это одна из главных и самых страшных страниц в нашей истории, в которой, конечно, принял участие весь народ. Мои прапрадеды были там, а один — Алексей Лапик — даже был удостоен звания Героя Советского Союза. Все началось с того, что я стала интересоваться ролью моего родного города — Владивостока — в Великой Отечественной войне, его вкладом в Победу. Ну а потом я стала изучать историю всей войны.
— Что вы знаете о своем героическом прапрадеде? Как в семье передается память о нем?
Мой прапрадед родом из села Чугуевка. В 1941 году был призван на фронт. Проявил себя во время форсирования Днепра в ночь с 28 по 29 сентября, поведя за собой все подразделение. За это и был удостоен звания Героя Советского Союза. Эту историю я узнала через дневники генерала взвода, в котором состоял мой прапрадед. Этот дневник является семейной реликвией и передается из поколения в поколение. Сейчас он хранится у моей бабушки.
— Милана, как вы считаете, насколько важно сегодня рассказывать о событиях того времени, в том числе вашим сверстникам?
Мне кажется, что говорить об истории нужно всегда и всем, ведь по ней можно учиться на ошибках других. Также, смотря на нынешнюю трактовку истории, очень важно сохранять ее достоверность, правильный и верный посыл для людей всех возрастов. А события Великой Отечественной войны — это наше недавнее прошлое. Еще живы ветераны, о войне снимают много фильмов, мы широко отмечаем День Победы. Поэтому очень важно сохранять память о событиях прошлого для будущих поколений.
— А сколько экскурсий вы уже провели в Музее Победы? Какая экспозиция самая любимая? Я знаю, что вы работаете и со взрослыми посетителями. Как они реагируют на столь юного экскурсовода?
Моей любимой экспозицией является «Битва за Москву. Первая Победа!» — с нее все начиналось. На сегодняшний момент я провела очень много экскурсий — даже потеряла счет. Большинство из них как раз были для взрослых. При этом ко мне все относятся с уважением, слушают с интересом, задают вопросы, принимают участие в обсуждениях. Когда спрашивают возраст, то я просто мило улыбаюсь в ответ, но иногда могу ответить: «14» — и тогда у всех возникает недоумение и удивление в глазах.
Первоначально задумывалось наше взаимодействие со сверстниками, с ребятами помладше, но со временем мне понравилось вести экскурсии у взрослых. Многие вещи, которые я говорю, им понятны, и они часто задают интересные вопросы, которые заставляют меня задуматься и еще больше погрузиться в тему.
Проводить экскурсии с детьми все-таки сложнее. Но мне запомнилась одна — для представителей Бреста, таких же подростков-олимпиадников, как я. Давно у меня не было такого активного обсуждения источников, фактов и трактовок, как на той экскурсии.
— Что вам дает работа в Музее Победы?
В Музее Победы мне нравятся возможности, которые предоставляют моим сверстникам: участвовать в мероприятиях, ездить в лагеря, там создавать экскурсии, встречаться с известными личностями и даже пробовать себя в качестве сотрудника. Но не просто учить текст, а развиваться, постоянно расти, изучать новое, чтобы делать свои рассказы с каждым разом интереснее.
#нп



