Участница курса повышения квалификации в Академии Музея Победы, ведущий научный сотрудник Центра пропаганды изобразительного искусства (Владимир) Марина Зерщикова в интервью РИА «Победа РФ» рассказала о работе своего Центра и поделилась впечатлениями от обучения в Музее Победы.
— Марина Владиславовна, в чем заключается основная миссия вашего культурного учреждения в старинном русском городе?
Наш Центр находится в самом сердце Владимира в здании Губернаторского дома — памятника архитектуры конца XVIII века. Учреждение имеет очень необычное и запоминающееся название — Центр пропаганды изобразительного искусства. Кажется, что такое название могло возникнуть только в советское время. Однако наш музейно-выставочный центр создан в 1992 году, и его название соответствует важной миссии — несение искусства в широкие народные массы. У нас проходят многочисленные областные групповые и персональные выставки, преимущественно владимирских художников. В наших залах демонстрировались произведения из собрания Государственного Русского музея, музея «Новый Иерусалим», Ярославского художественного музея, Вологодской областной картинной галереи и других. Наш Центр выполняет и функции музея: имеет богатую коллекцию произведений владимирских и российских художников. Наша постоянная музейная экспозиция посвящена Владимирской школе живописи.
— Кто ваши основные посетители?
Наша аудитория — это самые разные поколения. Мы проводим экскурсии, лекции, мастер-классы, квесты и квизы для взрослых и детей. У нас есть и изостудия, где начиная с пяти лет ребята могут последовательно осваивать азы изобразительного искусства. Важной частью деятельности Центра является культурно-просветительская работа.
— Тема Великой Отечественной войны как-то представлена в вашем Центре?
Да, ежегодно мы проводим художественные выставки, посвященные Великой Отечественной войне. В этом году мы провели масштабную выставку «Родина. Война. Победа» к 80-летию Великой Победы, объединив экспонаты семи музеев области. Живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, документы и другие артефакты военной эпохи были дополнены информационными материалами. Посетители знакомились как с достижениями Владимирского края в области промышленности под лозунгом «Все для фронта, все для Победы!», так и с Героями Советского Союза, а также художниками-фронтовиками.
— В Музее Победы вы приняли участие в обучении на курсе «Традиции и инновации в экскурсионной деятельности». Какой опыт вы бы хотели перенять у Музея Победы и применить у себя?
На выбор данных курсов повлияло проведение нашей выставки «Родина. Война. Победа». Нам важно ориентироваться на высокие стандарты. Я обратила внимание, что экскурсии в Музее Победы очень грамотно разработаны — конструктивно. Что я имею в виду? Во-первых, четко выверенный текст по времени на ту или иную локацию относительно смысловых акцентов. Экскурсоводы, как я заметила, тонко чувствуют это время, так как на каждой остановке в экспозиции смысл речи один, но примеры разные. Во-вторых, привлекает эмоциональная разница, которая диктуется экспозицией. Сначала мы ужасаемся жестокостям нашего противника, затем мы сопереживаем нашим соотечественникам и тут же видим их подвиги, затем чувствуем гордость за развитие разных сфер деятельности в годы войны и так далее. Выводы, которые я сделала на экскурсиях по экспозициям Музея Победы «Подвиг Народа», «Битва за Москву. Первая Победа!» и «Путь к Победе», пригодятся при составлении контента для мультимедийных экранов нашей музейной экспозиции «Владимирская школа живописи».
— Следите ли вы за работой ваших коллег из других музеев? Насколько вообще важно общение между музейщиками?
Я подписана в социальных сетях на разные музеи — от Сахалина до Курска. Интересуюсь характером экспозиций, темами, которые они поднимают, аннотациями и информационным сопровождением в медиа. В Академии Музея Победы меня очень вдохновили участники курса. На экзамене необходимо было рассказать об одном экспонате с выставки в строго отмеренное время — всего две минуты, — но рассказать необычно, под новым углом. Кажется, возьми текст из книги или интернета, выучи и расскажи. Это же всего две минуты. Но что унесет с собой посетитель? Что запомнит? Какое впечатление испытает? Кто-то как актер читал стихи и воспоминания, кто-то рассказывал через призму личных историй, кто-то завязывал пионерский галстук в процессе рассказа об этом аксессуаре, кто-то даже заготовил и предложил оценить кусочки хлеба по нормам блокадного Ленинграда. Обмен опытом между музейщиками я считаю важной частью профессионального развития.
— На ваш взгляд, что самое сложное в музейной работе? И за что вы любите это дело?
В музейной работе сложнее всего гармонично сочетать разные сферы деятельности. Особенно сейчас, когда во всех музеях проводится большое количество мероприятий: от мастер-классов по созданию свечей до концертов и хореографических постановок. Будучи ведущим научным сотрудником, я в нашем небольшом коллективе выполняю самые разные функции: подготавливаю тексты для аудиогидов и сама же их озвучиваю, договариваюсь с актерами, пишу тексты для постов и фотографирую экспозиции, составляю сценарии открытия выставок и сама же являюсь ведущей, и так далее. То есть времени на научную работу, в классическом понимании этого словосочетания, остается очень мало. Опасность создавать мероприятия ради мероприятий повышается в разы, а посетители, безусловно, будут это чувствовать.
Слушая в Академии Музея Победы лекции Ирины Юрьевны Хрулевой (доцент исторического факультета МГУ, член ученого совета Музея Победы, внучка генерала армии, легендарного наркома путей сообщения и руководителя Службы тыла Вооруженных сил СССР Андрея Хрулева. — Прим. ред.) и Наталии Ивановны Коневой (профессор Военного университета Министерства обороны РФ, президент Фонда памяти полководцев Победы, дочь Маршала Советского Союза Ивана Конева. — Прим. ред.), я для себя еще раз сделала вывод, как важно создавать выставки, которые рождаются из научной работы, из понимания необходимости того или иного проекта именно сейчас, из понимания его целей и задач, как важно умение чувствовать, что нужно обществу. Не могу сказать, что всегда люблю свою работу, но точно знаю, что глубоко понимаю ее необходимость и ценность, и очень переживаю, когда что-то получается формально из-за катастрофического недостатка времени.
#мп



