Общеизвестно, что детские впечатления очень устойчивы. Мое детство прошло в главной базе Северного флота — Североморске. Я любил ходить к причалам и рассматривать боевые корабли. Навсегда запомнились их названия. С крейсерами «Киров» и «Киев», эсминцами «Гремящий» и «Безудержный», большими противолодочными кораблями «Маршал Василевский» и «Адмирал Левченко» все было понятно. А вот с большими десантными кораблями… «Цезарь Куников», «Петр Ильичев»… Кто все эти люди? Наверное, заслуженные, раз уж в честь них назвали корабли. Уже во взрослой жизни стал интересоваться историей людей, чьи имена когда-то прочел на бортах кораблей. Все судьбы примечательные. Но одна из них — особенно.
Петр Ильичев родился в 1927 году в небольшом селе в Омской области. В 1944 году он был призван на военную службу, оказался в Объединенной школе Тихоокеанского флота и в марте 1945 года стал рулевым катера МО-253, входившего в состав 6-го дивизиона сторожевых кораблей Петропавловской военно-морской базы. Завершающие залпы Великой Отечественной войны громыхали за тысячи километров от Камчатки. Вместе с тем моряки-тихоокеанцы вовсю готовились вступить в войну с Японией.
С началом войны на Дальнем Востоке краснофлотец П. И. Ильичев был зачислен в состав сводного батальона морской пехоты Петропавловской базы. 18 августа 1945 года морские пехотинцы высадились на острове Шумшу, где японцы встретили их плотным огнем с хорошо оборудованных оборонительных позиций. Советские моряки взяли одну высоту, другую… Но успех боя зависел от овладения высотой 171, на которой находился японский дот с двумя неумолкающими амбразурами. Под шквальным огнем морпехи залегли, стали нести потери.
Двое краснофлотцев вызвались нейтрализовать дот: Николай Вилков и Петр Ильичев. Они подобрались к доту и закидали его гранатами. Несмотря на это, губительный огонь, не позволявший продолжить наступление, продолжился. Тогда моряки закрыли своими телами обе амбразуры. Морские пехотинцы, воодушевленные подвигом товарищей, поднялись в атаку и овладели высотой 171, что означало контроль над всем островом и выполнение задачи десанта.
О подвиге камчатских моряков было сообщено в Москву. Но в донесении указывалось, что одну амбразуру закрыл собой старшина 1-й статьи Н. А. Вилков, а вторую — другой моряк. В результате 14 сентября 1945 года Николаю Александровичу Вилкову было присвоено звание Героя Советского Союза. «Другому моряку» — нет.
Эта история так и могла бы закончиться, как многие другие похожие истории подвигов, оставшихся без должного внимания. Но она все же получила продолжение. После завершения войны моряки-тихоокеанцы бережно хранили память о своих героях. Не раз они бывали в гостях у матери Петра Ильичева — Натальи Сергеевны. Она, кстати, состояла в переписке с матерью Николая Вилкова, с которой у них на двоих было одно общее горе. Память о подвиге земляка сохраняли и на малой родине Петра Ильичева. Но всего этого было недостаточно для восстановления справедливости.
Переломным моментом в этой истории стало участие в ней военного корреспондента Александра Гритченко. Он провел исследовательскую работу в архиве, нашел необходимые документы, привлек к решению вопроса общественность, в том числе и ветеранов, непосредственно участвовавших в боях на острове Шумшу и лично видевших подвиг краснофлотца. Благодаря этим усилиям 1 сентября 1958 года Петру Ивановичу Ильичеву все же было посмертно присвоено заслуженное звание Героя Советского Союза.
Безусловно, это не вернуло Наталье Сергеевне сына. Но благодаря общественному вниманию она смогла побывать на месте, где ее сын совершил подвиг. Петру Ильичеву было установлено несколько памятников в разных городах, его именем назвали улицы. Назвали и большой десантный корабль, тот самый, который я видел в детстве. Кстати, был и другой однотипный «десантник», названный именем Николая Вилкова. Его я не видел, потому что этот большой десантный корабль служил и до сих пор служит на Тихоокеанском флоте.
Стоит отметить, что история Петра Ильичева продолжается. В 2022 году в состав Тихоокеанского флота вошел новый корабль противоминной зашиты с именем героя на борту. Это значит, что уже следующие мальчишки прочтут незнакомое имя, захотят узнать побольше о Петре Ивановиче Ильичеве, о том, кем был этот человек и какой подвиг он совершил.
Автор: военный историк, доктор исторических наук Владимир Прямицын
#ак



