В юбилейный год Победы в Великой Отечественной войне Северный флот пополнился новым современным кораблем — боевым ледоколом «Иван Папанин». Это первенец в семье отечественных боевых ледоколов, и его очень ждали на флоте. Российская Арктика требует надежной защиты, и для этого необходимы подобные корабли, способные выполнять и боевые, и транспортные задачи как в тропических широтах, так и в районе Северного полюса. Он обладает солидным вооружением, при этом способен преодолевать лед толщиной до 1,7 метра.
Кто не слышал об Иване Папанине? Даже неискушенные в отечественной истории люди знают, что это легендарный полярник, руководивший дрейфом станции «Северный полюс — 1» и удостоенный звания Героя Советского Союза в числе первых. А вот дальнейшая биография Ивана Дмитриевича, в том числе его заслуги в годы Великой Отечественной войны, известны в меньшей степени. А ведь он еще и доктор географических наук, и контр-адмирал, и почетный член Географического общества СССР. Давайте обо всем по порядку.
Иван Дмитриевич родился в 1894 году в Севастополе, и ничто в его витиеватой судьбе не указывало на предстоящие заслуги перед государством в Арктике. Он участвовал в Гражданской войне, после завершения которой служил в органах ЧК в Крыму и работал в составе Реввоенсовета военного флота Черного и Азовского морей. Затем была работа в Народном комиссариате связи СССР, которая и привела его в Арктику. С 1932 года Иван Дмитриевич был начальником полярной станции в бухте Тихая. А в 1937 году имя Папанина стало известно на весь СССР и за его пределами. Группа полярников под его руководством совершила 274-суточный дрейф на льдине, выполнив программу научных наблюдений и открыв широкие перспективы изучения Арктики с дрейфовых ледовых станций. За этот подвиг Иван Дмитриевич был удостоен звания Героя Советского Союза.
Вторая Звезда Героя украсила китель И. Д. Папанина в 1940 году. Он возглавлял Главное управление Северного морского пути, организовал и успешно выполнил вывод из арктического ледового плена ледокольного парохода «Георгий Седов».
Таким образом, к началу Великой Отечественной войны Иван Папанин был уже дважды Героем Советского Союза. Он был «начальником советской Арктики», имел существенный опыт руководящей и научной работы в высоких широтах. Закономерно, что, когда возникла необходимость назначить уполномоченного Государственного Комитета Обороны СССР по приемке союзнических грузов, выбор руководства страны пал именно на него. Но для чего нужен был такой уполномоченный?
Дело в том, что существовало несколько маршрутов поставки союзнических грузов в СССР. Через порты Дальнего Востока и Ирана было надежно, но слишком долго. Самым коротким, но и самым опасным маршрутом был северный. Караваны тихоходных судов, груженных оружием и военной техникой, направлялись из портов США через Великобританию и Исландию в порты Мурманска и Архангельска. По пути они подвергались существенной опасности. Во-первых, противник расположил на побережье Норвегии вдоль маршрута следования конвоев аэродромы, базы надводных кораблей и подводных лодок, с которых совершал нападения. Во-вторых, Северная Атлантика, Норвежское и Баренцево моря грозили судам штормами, низкими температурами, плохой видимостью, сложной ледовой обстановкой.
Но и, прибыв в советские порты, суда не находились в безопасности. К примеру, противник настойчиво бомбил Мурманск, стремясь не допустить отгрузку танков и их отправку на советско-германский фронт. Для координации усилий всех ведомств и должностных лиц и требовался уполномоченный Государственного Комитета Обороны. Необходимо было, находясь на месте, взаимодействовать с союзниками, руководить действиями флота по конвоированию судов, действиями местных властей по разгрузке грузов, действиями ПВО по защите портов от налетов, действиями железнодорожников по подаче подвижного состава и своевременному вывозу грузов.
Уполномоченный находился в постоянном контакте с Москвой, информируя руководство страны о текущем положении дел и проблемных вопросах, самостоятельно решал многие из них. К примеру, во взаимодействии с гидрометслужбой для разгрузки судов в портах подбирались дни с наихудшими условиями погоды, когда вражеская авиация не могла быть столь активной.
Ивана Дмитриевича отличала активная жизненная позиция. В частности, даже делая столь много для приближения Победы в качестве уполномоченного ГКО, он стремился принести еще больше пользы. Легендарный полярник инициировал сбор средств в Фонд обороны. В результате Красной Армии была передана танковая колонна с собственным именем «Советский полярник». Один из танков при этом получил имя Папанина.
Очевидно, что танк был несоизмерим с масштабом личности контр-адмирала, доктора географических наук, руководителя Главсевморпути и уполномоченного ГКО СССР. Закономерно, что первый российский боевой ледокол, этот исполинский богатырь, ошвартовавшийся у причала в Североморске, носит имя Ивана Дмитриевича.
Автор: военный историк доктор исторических наук Владимир Прямицын
#ак



