Участник курса повышения квалификации в Академии Музея Победы «Современные тенденции в экспозиционно-выставочной деятельности музея», начальник экспозиционно-выставочного отдела Государственного музея «Исаакиевский собор» Сергей Ерегин в интервью РИА «Победа РФ» рассказал о знаковых выставках музея, поделился семейными историями о Великой Отечественной войне и впечатлениями от Музея Победы.
- Сергей Анатольевич, расскажите о деятельности крупнейшего православного храма Санкт-Петербурга.
Деятельность у нас ведется обширная: и научная, и реставрационная, потому как храм - сам по себе памятник архитектуры, и наша питерская погода не благоприятствует хорошей сохранности. Также издательская деятельность, патриотическая работа со школьниками, работа с маломобильными посетителями. Особенность нашего музея в том, что он еще и действующий храм, и на данном этапе у нас совершенно чудесное соработничество с русской православной церковью, с владыкой Варсонофием. Службы идут. Очень много туристов. Также проходит выставочная деятельность в Ризнице нашего храма-памятника «Спас на крови». Сейчас там работает в своем роде уникальная выставка «Ищите и обрящете…». На ней представлены новые поступления за 2017–2024 годы. Есть уникальные мемориальные предметы с дарственными надписями, которые вернулись в храм спустя годы лихолетья, что, казалось, было совершенно невозможно. Это очень ценно и радостно для нас – и как для музейщиков, и как для граждан. (В сложных общественно-политических условиях первой половины XX века Исаакиевский собор и храм Воскресения Христова (Спас на Крови) лишились почти всей утвари и богослужебных предметов – прим. ред.)
- А есть у вас выставки военно-патриотической тематики?
У нас мало выставочных площадей, поэтому много передвижных выставок. Одна из них как раз посвящена Александру Невскому - «Александр Невский – воин, миротворец, молитвенник. Образ святого князя в интерьерах Исаакиевского, Сампсониевского соборов и храма «Спас на крови». Эта фотовыставка объехала практически всю центральную Россию и даже побывала в Севастополе. Чем она уникальна? На ней представлены такие изображения, которые мы, как посетители, не увидим, находясь внизу собора. А здесь есть уникальная возможность рассмотреть это все, осмыслить. Потому что иконографическое изображение Александра Невского менялось на протяжении столетий. Он же и инок, он же и воин, он же и князь. И облачение то европейское, то русское. Это тоже все очень интересно, когда начинаешь в это погружаться.
Также в год 80-летия Победы мы представили знаковую для нас выставку «Ради жизни на земле». Это графика художников, которые творили в Ленинграде в годы блокады. Это подлинные предметы из наших фондов. Совсем недавно экспозиция вернулась из города Брест. Мы ее показали в музее «Спасенные художественные ценности» (филиал Брестского областного краеведческого музея – прим. ред.). Был очень хороший отклик и множество благодарностей. Также мы провели выставку в Государственном музее А.С. Пушкина в Москве под названием «Чтобы помнили…». Она рассказывала о подвиге музейщиков в годы войны.
- Как Исаакиевский собор и его сотрудники пережили Великую Отечественную войну?
В годы войны в Исаакиевский собор свозились ценности, которые не успели эвакуировать из ближайших пригородов. И, соответственно, объединенное музейное хозяйство, которое включало в себя сотрудников разных музеев, по сути дела, находилось на боевом посту. Они жили в Исаакиевском соборе. Это такой «тихий подвиг», который, может быть, кажется кому-то незначительным, но он тоже был, и ценности удалось сохранить. Среди них – наш знаменитый маятник Фуко, с которого начался музей «Исаакиевский собор». В 1931 году в пасхальную ночь запустили маятник Фуко (этот опыт доказывал вращение Земли вокруг своей оси - прим. ред.), тем самым ознаменовав создание государственного антирелигиозного музея.
Собор, конечно, тяжело пережил годы войны: холод, сырость, ветер. После войны взялись за реставрацию. У нас очень много живописи на холстах, очень много мозаики, очень много росписи, которая пишется по штукатурке и особенно боится этих перепадов. Также рядом с музеем разрывались снаряды. Следы есть, например, на гранитных колоннах у западных ворот. Поэтому музей пострадал, люди пострадали, но выстояли.
- Сергей Анатольевич, вы первый раз в Музее Победы? Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями.
Да, я здесь впервые, и вы знаете, это какой-то невероятный восторг! То, что я увидел, невероятно: и какой труд, и какой художественный подход у создателей экспозиции «Подвиг народа». Я ходил и понимал, что не могу указать на какую-то неточность, может быть, неаккуратность. Вот настолько хорошо все сделано. Это истинное наслаждение, правда. И как профессионал, и как обычный посетитель я был в каком-то детском восторге. Погружение, которое создает ваша экспозиция, на сегодняшний день для меня это номер один. Я, пожалуй, нигде так не погружался. Рекомендую посетить всем - и школьникам, и мамам, и папам, и дедушкам, и бабушкам, и профессионалам, музейщикам. Потому что у вас соблюдено все: есть баланс между художественностью и нет ухода в какую-то дурную театральщину. Конечно, очень тяжело все это пропускать через себя, еще раз в это погружаться, потому что Великая Отечественная война коснулась нас всех. Но необходимо об этом помнить, потому что иначе у нас не будет будущего. Я отец шестерых детей, и, даст Бог, мы приедем сюда, и я обязательно свожу их на эту экспозицию.
- А как ваша семья сохраняет память о Великой Отечественной войне?
У нас есть традиция - на 9 Мая мы всегда возлагаем цветы к Памятнику Неизвестному солдату. Мы живем в Красном Селе, в Санкт-Петербурге. Красное Село было оккупировано, и там до сих пор еще можно увидеть доты, дзоты и прочие свидетельства того страшного времени. А еще у меня со стороны мамы предки из Беларуси. Там же была страшная оккупация. Моя прабабка прожила большую жизнь и много рассказывала о том времени. Например, была такая история. Полицаи каждому в хату дали по портрету Гитлера и сказали поставить в красный угол. Дед мой был довольно маленький еще в то время. У него отец и старший брат были на фронте. Он залез и шилом выткнул глаза Гитлеру — такая маленькая детская победа. Потом моей прабабке как-то удалось убедить полицаев, что такой портрет им и дали. Вот еще одна семейная история. Когда погнали немцев с Могилевщины, они начинали зверствовать и сжигать людей. Всю деревню, соответственно и прабабку мою и деда маленького, согнали в одну хату, заперли и подожгли. Но кто-то из отступающих немцев отбил прикладом замок и крикнул по-немецки, чтобы они бежали в сторону леса. Столько жизней было спасено. Хотя этот человек, я думаю, рисковал очень сильно, его могли пристрелить свои же.
- Вы участвовали в курсе повышения квалификации Музея Победы. Что удалось почерпнуть для себя?
Особенно ценно, когда профессионалы делятся секретами и дают практические советы в режиме вопрос-ответ. Мы на одной волне — это здорово, потому что мы все музейщики делаем одно дело. И когда человек владеет вопросом и может щедро поделиться своими знаниями, я всегда в большом восторге от такого взаимодействия. Вообще, Музей Победы для меня открытие и потрясение, потому что я ожидал, что будет интересно, но что настолько всеобъемлюще, и меня это потрясет до глубины души, я не ожидал. И с профессиональной точки зрения, и с гражданской.
#нп



