В Музее Победы стартовал курс повышения квалификации «Традиции и инновации в экскурсионной деятельности». Одной из его участниц стала руководитель военно-патриотического музея имени К. К. Рокоссовского школы № 1944 Москвы Наталья Кузьмичева. В интервью РИА «Победа РФ» Наталья Кузьмичева рассказала об участии школьного музея в проектах Музея Победы и новых экспозициях.
— Мы с вами общаемся во второй день курсов повышения квалификации в Академии Музея Победы. Какие у вас впечатления от программы?
Мы стали участниками экскурсий по Музею Победы. Нам представили проекты Музея Победы. Я с ними уже знакома, так как в программе «Школьный Музей Победы» наша организация состоит с 2019 года.
Мне очень импонирует проект «Лица Победы». Это исторический депозитарий, крупнейший архив, народный цифровой банк данных, фотографий и личных историй миллионов людей, которые в годы Великой Отечественной войны боролись с нацизмом.
Я предлагаю в нем участвовать и ученикам нашей школы, и их родителям, и педагогам. Мы уже загрузили в депозитарий информацию и фотографии о 55 участниках Великой Отечественной войны. А к 9 мая 2025 года, надеюсь, доведем эту цифру до 80. Будет очень символично, что в год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов в этом проекте будут представлены данные о 80 «лицах Победы» из нашей школы.
— Наталья Юрьевна, расскажите, пожалуйста, о своем школьном музее. Чему и кому он посвящен?
Наш музей — это комплекс. У нас три музея. Музей «Культура российского этноса», музей «Русская изба» и Военно-патриотический музей имени К. К. Рокоссовского. Я историк по образованию. Провожу экскурсии вместе с ребятами. Музей находится в начальной школе, и ребят пока что больше интересует музей «Русская изба», но я стараюсь привить, конечно, им любовь и к нашей истории. Поэтому много экскурсий я провожу именно в Военно-патриотическом музее имени К. К. Рокоссовского. Он у нас шикарный, хороший, приходите к нам в гости, познакомимся.
— Спасибо за приглашение, обязательно. Расскажите, пожалуйста, подробнее, какие экспонаты там представлены. И почему именно этот полководец?
Я пришла в этот музей, когда он уже был назван именем Константина Рокоссовского. Музей был основан в 2005 году к 60-летию Великой Победы. Поэтому моя задача была только объединить, скажем так, представителей музеев, которые посвящены этому военачальнику, Герою Советского Союза. Мы это сделали с представителем из Великих Лук Псковской области. В жизни нашего сообщества активно принимает участие внук Константина Константиновича — Константин Вильевич Рокоссовский.
Я тоже очень люблю Константина Константиновича Рокоссовского. Он — уникальная, удивительная личность. Мне приятно рассказывать о нем, мне нравится о нем рассказывать, рассказывать ребятам в целом историю нашего музея.
Экспонатов много, почти около 300 штук. Есть еще и во вспомогательном фонде, я их пока не выкладываю.
— Какие самые значимые экспонаты вы можете показать посетителям? Почему они должны прийти в школу № 1944 Москвы и узнать о Константине Рокоссовском именно в вашем музее?
У нас много информации о Рокоссовском. У нас есть книги, которые нам подарил Константин Вильевич Рокоссовский, которые были написаны Константином Константиновичем Рокоссовским. У нас есть книга, справочник кавалериста-разведчика. Я узнавала у Константина Вильевича, могла эта книжка попасть к нам от его родственников? Он сказал, что это вполне вероятно. Наличием этой книги в нашей коллекции я очень горжусь. Она 1919 года выпуска с пометками на страницах, так что вполне могла принадлежать К. К. Рокоссовскому. Он как раз учился в те годы.
— Насколько дети вовлечены в работу школьного музея? Чем они занимаются?
Я очень горжусь нашей ученицей. Она стала нашим экскурсоводом, провела много экскурсий, участвовала в тематических мероприятиях. Сейчас она является членом Детского общественного совета Музея Победы, и я очень горжусь тем, что она стала победителем конкурсного отбора на историко-патриотическую смену «Школьный Музей Победы» во Всероссийском детском центре «Орленок». В нем участвовали школьники 12–16 лет — активисты школьных музеев и боевых комнат, партнеров Музея Победы из разных регионов. Сейчас она находится в «Орленке», представляет нашу школу на историко-патриотической смене в Звездном.
— Насколько активно родители учеников участвуют в жизни вашего школьного музея? Есть ли у вас отдельные стенды о СВО?
У нас сейчас готовится экспозиция по специальной военной операции. Мы сотрудничаем с родителями и волонтерами, которые нас снабжают, скажем так, не только информацией, но и предметами, которые они привозят. Я уже сделала такую небольшую выставку, где у меня находится, допустим, вот то, что убивало и убивает наших ребят на специальной военной операции, то есть это осколки, это обломки, это дроны. Спасибо родителям учеников, которые принимают активное участие в нашем музее.
Вы не поверите, знаете, задействована большая аудитория, которая помогает нашему музею. Они предоставили нам два манекена. А к этим двум манекенам бойцы специальной военной операции дали свою форму. Мы одели эти два манекена в эту форму, сделали стенд, посвященный СВО.
Я узнала совсем недавно о том, что погиб на СВО наш выпускник. И вот сейчас мы планируем сделать «Парту героя». И если все получится, то к 9 мая хотим открыть эту «Парту героя». Совместно с Министерством обороны России и с Департаментом образования Москвы планируем открыть еще и мемориальную доску в нашей школе в память об этом мальчике.
#аг